К 250-летию МГУ
Изменился ли студент Московского университета за последние 100 лет?
Центру социологических исследований Московского университета представилась уникальная возможность сравнить некоторые характеристики студентов университета, учившихся в начале прошлого века и учащихся сегодня.
100 лет назад, в 1903-1904 гг. академическом году среди студентов Московского университета было проведено социологическое исследование. Это было единственное социологическое исследование, проведенное в МГУ до революции.
Центр социологических исследований МГУ попытался воспроизвести, насколько это было возможно, анкету того времени и с ее помощью в 2003-2004 гг. провел репрезентативный опрос студентов университета. Было опрошено около 800 человек.
Социальное происхождение студента Московского университета
Изменения, произошедшие за сто лет в структуре населения страны, естественным образом сказались на студенчестве.
1904 | 2004 | |
Семья, в которой воспитывался студент, жила: в большом городе в селе, деревне | 35% 19% | 59% 4% |
Имущественное положение семьи: выше среднего среднее ниже среднего | 13% 67% 20% | 25% 64% 8% |
Единственный ребенок в семье | 10% | 38% |
Есть еще братья и сестры | 90% | 62% |
Мать домохозяйка | 78% | 16% |
Высшее образование у родителей: отец мать | 26% 6% | 83% 85% |
Студент живет: с родителями, родственниками имеет собственную квартиру снимает квартиру, комнату в общежитии | 27% -- 68% 5% | 64% 6% 4% 24% |
Русские по национальности | 65% | 87% |
Родители современного студента МГУ имеют возможность уделять больше времени и средств для его становления и развития, чем родители начала ХХ столетия. Недаром, соответственно 65 и 44% прошлых и нынешних студентов сказали, что их воспитанием занимались оба родителя. Показательно, что телесные наказания испытали на себе 12% нынешних студентов и треть их давних предшественников.
В формировании молодого человека заметно изменилась роль не только семьи, но и школы. Она оказала влияние на нравственное и эстетическое развитие 60% сегодняшних студентов и лишь 30% студентов начала прошлого века. Это касается и сознательного выбора факультета. Школа повлияла на выбор факультета примерно у 30% современных студентов МГУ. В начале ХХ века это влияние испытали только 10% молодых людей, учившихся в университете.
Досуг студентов и их привычки
В этом отношении студент меняется, но остается студентом. Вот основные способы его свободного времяпрепровождения в начале XX и XXI века:
1904 | 2004 | |
1 | Общение с товарищами | Компьютер |
2 | Чтение | Общение с товарищами |
3 | Театр | Чтение |
4 | Музеи, выставки | Музыка |
5 | Игра в карты | Кино, видеофильмы |
Две трети (66%) современных студентов МГУ занимаются спортом. Но и среди их предшественников спортсменов больше, чем можно было ожидать, - 42%.
В 1903 году курил каждый второй (51%) студент университета, сегодня таких лишь 28%. Вдвое уменьшилось и число тех, кто, по их собственному признанию, курит много.
Интерес к спиртным напиткам остается удивительно стабильным: их пили тогда и пьют сейчас 65% студентов. Правда, с 19 до 29% выросла доля тех, кто никогда не брал в рот спиртного. Изменились и вкусы. Сто лет назад каждый третий (30%) студент предпочитал водку всем остальным напиткам. Сегодня, любителей крепких напитков в два раза меньше (15%).
Чтение
В детском возрасте сегодняшние студенты читали примерно столько же, как и студенты начала ХХ века.
Много читали
1904 | 2004 | |
В детском возрасте | 58% | 61% |
В юношеском возрасте | 70% | 72% |
Однако нынешние студенты в значительно большей мере читали с разбором.
Читали с разбором
1904 | 2004 | |
В детском возрасте | 19% | 62% |
В юношеском возрасте | 40% | 82% |
Такие различия можно во многом объяснить той ролью, которую играли семья и школа в формировании отношения к чтению.
Современные студенты в два раза чаще, чем их собратья, учившиеся 100 лет назад, говорят, что их чтением в детском возрасте руководила семья и в три раза чаще, чем век назад, - что школа.
Предпочтения в области чтения сегодня и 100 лет назад выглядят таким образом: до университета нынешние студенты читали, прежде всего, беллетристику, интересовались естественными науками и путешествиями и поэзией. 100 лет назад тоже зачитывались романами и путешествиями, но на втором месте по предпочтениям тогда была поэзия: "Серебряный век", как-никак.
Что, главным образом, читали до университета?
1904 | 2004 | |
Беллетристику | 27% | 39% |
Поэзию | 15% | 10% |
Из области естественных наук | 10% | 12% |
Путешествия | 11% | 10% |
Публицистику | 11% | 9% |
Психологические сочинения | 6% | 9% |
Философские сочинения | 8% | 5% |
Социально-экономические сочинения | 8% | 2% |
Богословские сочинения | 3% | 1% |
В студенческие годы предпочтения меняются. Интерес к беллетристике несколько ослабевает, но на ее чтение тратится больше времени, чем на что-либо иное. У сегодняшних студентов пропадает интерес к поэзии, путешествиям, а те, кто учился 100 лет назад, начинают интересоваться социально-экономическими сочинениями и философскими. Наших современников эти предметы интересуют в значительно меньшей степени.
Что, главным образом, читают в университете?
1904 | 2004 | |
Беллетристику | 25% | 22% |
Поэзию | 10% | 4% |
Из области естественных наук | 18% | 17% |
Путешествия | -- | 4% |
Публицистику | -- | 9% |
Психологические сочинения | 10% | 19% |
Философские сочинения | 14% | 1% |
Социально-экономические сочинения | 21% | 6% |
Богословские сочинения | 1% | 1% |
Исследование проведено под руководством зав. лабораторией изучения общественного мнения Центра социологических исследований исследований А.Т. Гаспаришвили. http://www.msu.ru/news/