К 250-летию МГУ
Изменился ли студент Московского университета за последние 100 лет?

Центру социологических исследований Московского университета представилась уникальная возможность сравнить некоторые характеристики студентов университета, учившихся в начале прошлого века и учащихся сегодня.

100 лет назад, в 1903-1904 гг. академическом году среди студентов Московского университета было проведено социологическое исследование. Это было единственное социологическое исследование, проведенное в МГУ до революции.

Центр социологических исследований МГУ попытался воспроизвести, насколько это было возможно, анкету того времени и с ее помощью в 2003-2004 гг. провел репрезентативный опрос студентов университета. Было опрошено около 800 человек.

Социальное происхождение студента Московского университета

Изменения, произошедшие за сто лет в структуре населения страны, естественным образом сказались на студенчестве.

  1904 2004
Семья, в которой воспитывался студент, жила:
в большом городе
в селе, деревне

35%
19%

59%
4%
Имущественное положение семьи:
выше среднего
среднее
ниже среднего

13%
67%
20%

25%
64%
8%
Единственный ребенок в семье 10% 38%
Есть еще братья и сестры 90% 62%
Мать домохозяйка 78% 16%
Высшее образование у родителей:
отец
мать

26%
6%

83%
85%
Студент живет:
с родителями, родственниками
имеет собственную квартиру
снимает квартиру, комнату
в общежитии

27%
--
68%
5%

64%
6%
4%
24%
Русские по национальности 65% 87%


Родители современного студента МГУ имеют возможность уделять больше времени и средств для его становления и развития, чем родители начала ХХ столетия. Недаром, соответственно 65 и 44% прошлых и нынешних студентов сказали, что их воспитанием занимались оба родителя. Показательно, что телесные наказания испытали на себе 12% нынешних студентов и треть их давних предшественников.

В формировании молодого человека заметно изменилась роль не только семьи, но и школы. Она оказала влияние на нравственное и эстетическое развитие 60% сегодняшних студентов и лишь 30% студентов начала прошлого века. Это касается и сознательного выбора факультета. Школа повлияла на выбор факультета примерно у 30% современных студентов МГУ. В начале ХХ века это влияние испытали только 10% молодых людей, учившихся в университете.

Досуг студентов и их привычки

В этом отношении студент меняется, но остается студентом. Вот основные способы его свободного времяпрепровождения в начале XX и XXI века:

  1904 2004
1 Общение с товарищами Компьютер
2 Чтение Общение с товарищами
3 Театр Чтение
4 Музеи, выставки Музыка
5 Игра в карты Кино, видеофильмы

Две трети (66%) современных студентов МГУ занимаются спортом. Но и среди их предшественников спортсменов больше, чем можно было ожидать, - 42%.

В 1903 году курил каждый второй (51%) студент университета, сегодня таких лишь 28%. Вдвое уменьшилось и число тех, кто, по их собственному признанию, курит много.

Интерес к спиртным напиткам остается удивительно стабильным: их пили тогда и пьют сейчас 65% студентов. Правда, с 19 до 29% выросла доля тех, кто никогда не брал в рот спиртного. Изменились и вкусы. Сто лет назад каждый третий (30%) студент предпочитал водку всем остальным напиткам. Сегодня, любителей крепких напитков в два раза меньше (15%).

Чтение

В детском возрасте сегодняшние студенты читали примерно столько же, как и студенты начала ХХ века.

Много читали

  1904 2004
В детском возрасте 58% 61%
В юношеском возрасте 70% 72%

Однако нынешние студенты в значительно большей мере читали с разбором.

Читали с разбором

  1904 2004
В детском возрасте 19% 62%
В юношеском возрасте 40% 82%

Такие различия можно во многом объяснить той ролью, которую играли семья и школа в формировании отношения к чтению.

Современные студенты в два раза чаще, чем их собратья, учившиеся 100 лет назад, говорят, что их чтением в детском возрасте руководила семья и в три раза чаще, чем век назад, - что школа.

Предпочтения в области чтения сегодня и 100 лет назад выглядят таким образом: до университета нынешние студенты читали, прежде всего, беллетристику, интересовались естественными науками и путешествиями и поэзией. 100 лет назад тоже зачитывались романами и путешествиями, но на втором месте по предпочтениям тогда была поэзия: "Серебряный век", как-никак.

Что, главным образом, читали до университета?
  1904 2004
Беллетристику 27% 39%
Поэзию 15% 10%
Из области естественных наук 10% 12%
Путешествия 11% 10%
Публицистику 11% 9%
Психологические сочинения 6% 9%
Философские сочинения 8% 5%
Социально-экономические сочинения 8% 2%
Богословские сочинения 3% 1%

В студенческие годы предпочтения меняются. Интерес к беллетристике несколько ослабевает, но на ее чтение тратится больше времени, чем на что-либо иное. У сегодняшних студентов пропадает интерес к поэзии, путешествиям, а те, кто учился 100 лет назад, начинают интересоваться социально-экономическими сочинениями и философскими. Наших современников эти предметы интересуют в значительно меньшей степени.

Что, главным образом, читают в университете?

  1904 2004
Беллетристику 25% 22%
Поэзию 10% 4%
Из области естественных наук 18% 17%
Путешествия -- 4%
Публицистику -- 9%
Психологические сочинения 10% 19%
Философские сочинения 14% 1%
Социально-экономические сочинения 21% 6%
Богословские сочинения 1% 1%

Исследование проведено под руководством зав. лабораторией изучения общественного мнения Центра социологических исследований исследований А.Т. Гаспаришвили. http://www.msu.ru/news/

Назад