Какую систему образования мы должны построить?


Налицо тревожные перемены в настроениях работников высшей школы. Продолжается отчуждение основной массы преподавателей от проводимых образовательных реформ. В современной системе образования уже практически не осталось сил для каких-либо значимых прорывов, благодаря которым ещё возможно было бы её спасение. Состав состарившихся преподавателей не в состоянии удовлетворить требуемым переменам, находящимся за пределами традиционной образовательной ментальности. Отсутствует сама вера в целесообразность проводимых реформ. Переделка во многом прекрасной системы образования становится всё более сомнительной.
Нарастает опасность дальнейшей деградации отечественной системы образования. Сознание нищеты подавляющей части работников образования делает систему образования всё более уязвимой, лишает её будущего. Простые преподаватели оценивают свое благополучие в сравнении с благополучием своих руководителей, которые становятся представителями иного мира. Теперь для рядового преподавателя руководители это те, многие из которых (к счастью, не все) думают, прежде всего, о своих доходах. Сейчас рядовые преподаватели оценивают свое благополучие не в сравнении со своей нищетой в 90-е, а в сравнении с богатством своих современников. Это становится одним из источников растущего недоверия к проводимым образовательным реформам. Запрос на справедливость становится в академической среде всё острее и острее.
Требования к модернизации системы образования становится тем жестче, чем ощутимее и понятнее становятся разрушительные последствия проводимой образовательной политики. Среди работников образования и, прежде всего, преподавателей высшей школы, возрастает запрос на целесообразность проводимых образовательных реформ.
Поиск компромиссов в решении ключевых вопросов развития системы образования не дал положительных результатов. Консолидация работников образования вокруг образовательных реформ требует широкого обсуждения судеб системы образования не только среди граждан страны, имеющих к ней непосредственное отношение (а таких около 40 млн.), но и общества в целом.
Переход к программам бакалавриата, смена образовательной модели выпускника — всё это нуждается в тщательной экспертизе ведущими специалистами в области образования и науки. Попытки превратить магистратуру в пролонгированные программы подготовки «дипломированных специалистов» после фронтального перехода высшей школы на двухуровневые образовательные программы столкнутся с непреодолимыми трудностями — катастрофическим сокращением числа бюджетных мест в магистратуре относительно предполагаемой численности выпуска бакалавров. Требуется дополнительный анализ целесообразности отделения магистратуры от бакалавриата и позиционирование её как одной из основных образовательных программ высшей школы.
Наукообразие и методические заморочки, сопровождающие внедрение компетентностного подхода в федеральные образовательные стандарты, ещё больше усугубляют ситуацию. Фактически утрачены ориентиры дальнейшего совершенствования и развития отечественной системы образования. Реформы, ведущие в никуда, а точнее способствующие усилению деструктивных процессов в сфере образования, способствуют усилению требований к качеству модернизации образовательных институтов.
Важнейшей составляющей образовательной политики должна стать её кадровая составляющая. Профессорско-преподавательский состав высшей школы продолжает стареть. Особенно это касается инженерного и классического университетского образования. Сформировался и усиливается дефицит заинтересованности простых преподавателей судьбой отечественной образовательной системы, взращиваемый органами управления образованием последние десятилетия. Сложившееся в значительной части работников системы образования убеждение в том, что от их позиции ничего не зависит, привело к отчуждению образовательных реформ от педагогической общественности, делая их делом узкого круга лиц, интересы которых не понятны рядовым работникам образования.
Необходимо, наконец, дать четкий ответ на вопрос — какую систему образования следует строить в новых экономических условиях? Это действительно социальная система образования в социальном обществе или система образования с атрофированной социальной составляющей.

Профессор В.С. Сенашенко

Назад