О работе Комиссии по контролю качества образования

 

Приказом декана от 16 мая 2012 г., был утверждён новый состав Комиссии по контролю качества образования на физическом факультете (КККО). В состав КККО вошли проф. Б.С. Ишханов (председатель), проф. А.Н. Боголюбов, доц. Н.Н. Брандт, проф. В.Ф. Бутузов, проф. В.Н. Задков, доц. И.Ю. Коваленко, проф. В.Е. Куницын, проф. В.А. Макаров, проф. К.В. Показеев, проф. В.Н. Прудников, проф. Б.И. Садовников, проф. А.М. Салецкий, проф. А.И. Слепков, с.н.с. М.А. Терентьев, проф. А.А. Федянин, проф. Д.Р. Хохлов, доц. Е.В. Широков.

17 мая состоялось первое заседание КККО в новом составе. На заседании с докладами о текущем положении дел в учебном процессе выступили начальник 3 курса К.В. Федорова и зам. директора ЦККО М.А. Терентьев.

К.В. Фёдорова сообщила о том, что проверки со стороны учебной части выяви­ли очень низкую посещаемость лекций, и то, что некоторые лекции прекращают читаться за две-три недели до официального окончания семестра.

Дополнительно зам. декана по учебно-методической работе Н.Н. Брандт назвал главные причины непосещения студентами лекций — работа студентов в учебное время, желание утром поспать, уверенность, что дома можно позаниматься более эффективно, и, наконец, отсутствие интереса от посещения лекций. По мнению студентов, причиной нежелания посещать лекции часто является неумение лекто­ра привлечь внимание аудитории, монотонное изложение материала, тихий голос.

Доклад К.В. Фёдоровой вызвал оживленную дискуссию. В частности, зам. декана по информационным технологиям В.Н. Задков поделился опытом чтения лекций за рубежом. Он отметил, что ни в США, ни во Франции, ни в Германии вопрос о посещении лекций и вообще занятий студентами не возникает. И хотя во многих университетах студенты обеспечиваются лекционными материалами (рабочими тетрадями), и даже обязываются приобретать необходимые учебники, все это не освобождает студентов от посещения лекций. Студент, пропустивший без уважительных причин пару занятий, может быть незамедлительно отчислен. Причем качество чтения лекций практически не влияет на посещаемость. Напри­мер, в США к чтению лекций зачастую привлекаются известные ученые, часто не являющиеся первоклассными лекторами.

Все участники дискуссии согласились с тем, что качество чтения лекций на факультете необходимо повышать. Необходимо проводить тщательный подбор лекторов. Ранее этому немало способствовала система дублеров, позволявшая проводить последовательную и постепенную подготовку лекторов. Лекторам об­щих курсов для повышения заинтересованности имеет смысл включать в лекции последние материалы научных исследований. Например, так делал при чтении курса оптики Рем Викторович Хохлов.

Вместе с тем, на факультете регулярно читаются интересные лекции по новей­шим научным результатам, однако число студентов на них, обычно, мало. Также зав. каф. математики В.Ф. Бутузов поделился личным опытом чтения лекций в трех последовательных семестрах. В последние годы посещаемость лекций по­степенно уменьшается от полной до половины или даже трети. Вероятно, ма­стерство лектора при этом не изменялось, но изменялось отношение студентов к посещению лекций. Студенты к третьему семестру проникаются мыслью о нео­бязательности посещения лекций.

В ходе обсуждения на заседании комиссии отмечалось отсутствие должного контроля за посещаемостью лекций студентами — старосты зачастую не дают журналы, не отмечают отсутствующих. Хотя учебная часть имеет возможность стимулировать и стимулирует работу старост.

Предлагалось усилить контроль за посещаемостью со стороны студкома и про­фкома. Также предлагалось усилить внимание к подбору лекторов общих курсов, предусмотреть дополнительную стимулирующую оплату их работы.

Отдельные преподаватели регулярно в течение семестра проводят проверку знаний студентов, вводят рейтинговую систему получения зачетов. Такая рабо­та отнимает много времени у преподавателей. К сожалению, эта дополнительная работа стимулирует только часть студентов, другая часть предпочитает более лег­кий способ получения зачетов в общем потоке. Таким образом, такой подход, не применяемый повсеместно, оказывается неэффективным. Н.Н. Брандт выдвинул предложение создать единую рейтинговую систему, предусматривающую поо­щрение хорошо успевающих студентов.

Учитывая склонность студентов приступать к активной учёбе в конце семе­стра, было также предложено продумать систему полусеместровых курсов, по­зволяющую сдавать предметы чаще и в меньших объемах.

М.А. Терентьев рассказал о ситуации с компьютерным тестированием знаний, проводимым Центром контроля качества образования (ЦККО). К настоящему мо­менту налажено тестирование по всем курсам общей физики и высшей матема­тики, однако до сих пор тестирование не имеет официального статуса в учебном процессе и своего места в общем расписании занятий. Как следствие, ЦККО так­же сталкивается с проблемой посещаемости занятий, причем не только студента­ми, но и преподавателями. Отсутствие должного контроля во время тестирования со стороны преподавателей в ряде случаев приводит к списыванию, что вызывает претензии к тестированию со стороны тех же преподавателей.

В настоящее время кафедры самостоятельно решают, как использовать тести­рование в учебном процессе, и здесь многое зависит от их заинтересованности в подобной форме контроля успеваемости. Имеется положительный опыт про­ведения тестов в курсах «Атомная физика» и «Дифференциальные уравнения» с соответствующим контролем процесса и учётом результатов.

Участники дискуссии отметили необходимость введения тестирования в учеб­ный план как полезной формы контроля успеваемости. Н.Н. Брандт отметил, что возможности для этого есть. Также было принято решение продумать систему учёта результатов.

Современные технологии, такие, как компьютерное тестирование и дистанци­онное обучение, уже давно и прочно вошли в мировую образовательную практи­ку. Поэтому следует активно развивать эти технологии и на факультете. На заседа­нии было отмечено, что, к примеру, Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт объявили о создании совместного проекта онлайн-обучения edX, в который планируется привлечь до миллиарда студентов по всему миру на доступных условиях. По словам представителей вузов, они собираются устроить «революцию в онлайн обучении», сделав его свободным, бесплатным, качественным и максимально доступным. Участники заседания отметили целе­сообразность использования в будущем данного ресурса и на факультете.

Низкий престиж научной работы в отечественной среде и отсутствие необходи­мых стимулов являются объективными причинами, обуславливающими низкую успеваемость значительной части студентов. Однако это не может служить оправ­данием бездействия по повышению качества образования. Контролю качества образования со стороны вышестоящих организаций уделяется все возрастающее внимание, растет число проверяющих структур. Проверки регулярно проводятся во многих вузах, следует ожидать проверок и на факультете.

Участники заседания пришли к выводу о необходимости обсуждения вопро­са о качестве образования, о контроле качества образования, в частности, о по­сещаемости лекций и занятий студентами, о подготовке лекторов, на заседании заведующих кафедрами и затем на Ученом Совете факультета.

 

Профессор Б.С. Ишханов, 

профессор К.В. Показеев, 

с.н.с. М.А. Терентьев

 

 

Назад