О работе Комиссии по контролю качества образования
Приказом декана от 16 мая 2012 г., был утверждён новый состав Комиссии по контролю качества образования на физическом факультете (КККО). В состав КККО вошли проф. Б.С. Ишханов (председатель), проф. А.Н. Боголюбов, доц. Н.Н. Брандт, проф. В.Ф. Бутузов, проф. В.Н. Задков, доц. И.Ю. Коваленко, проф. В.Е. Куницын, проф. В.А. Макаров, проф. К.В. Показеев, проф. В.Н. Прудников, проф. Б.И. Садовников, проф. А.М. Салецкий, проф. А.И. Слепков, с.н.с. М.А. Терентьев, проф. А.А. Федянин, проф. Д.Р. Хохлов, доц. Е.В. Широков.
17 мая состоялось первое заседание КККО в новом составе. На заседании с докладами о текущем положении дел в учебном процессе выступили начальник 3 курса К.В. Федорова и зам. директора ЦККО М.А. Терентьев.
К.В. Фёдорова сообщила о том, что проверки со стороны учебной части выявили очень низкую посещаемость лекций, и то, что некоторые лекции прекращают читаться за две-три недели до официального окончания семестра.
Дополнительно зам. декана по учебно-методической работе Н.Н. Брандт назвал главные причины непосещения студентами лекций — работа студентов в учебное время, желание утром поспать, уверенность, что дома можно позаниматься более эффективно, и, наконец, отсутствие интереса от посещения лекций. По мнению студентов, причиной нежелания посещать лекции часто является неумение лектора привлечь внимание аудитории, монотонное изложение материала, тихий голос.
Доклад К.В. Фёдоровой вызвал оживленную дискуссию. В частности, зам. декана по информационным технологиям В.Н. Задков поделился опытом чтения лекций за рубежом. Он отметил, что ни в США, ни во Франции, ни в Германии вопрос о посещении лекций и вообще занятий студентами не возникает. И хотя во многих университетах студенты обеспечиваются лекционными материалами (рабочими тетрадями), и даже обязываются приобретать необходимые учебники, все это не освобождает студентов от посещения лекций. Студент, пропустивший без уважительных причин пару занятий, может быть незамедлительно отчислен. Причем качество чтения лекций практически не влияет на посещаемость. Например, в США к чтению лекций зачастую привлекаются известные ученые, часто не являющиеся первоклассными лекторами.
Все участники дискуссии согласились с тем, что качество чтения лекций на факультете необходимо повышать. Необходимо проводить тщательный подбор лекторов. Ранее этому немало способствовала система дублеров, позволявшая проводить последовательную и постепенную подготовку лекторов. Лекторам общих курсов для повышения заинтересованности имеет смысл включать в лекции последние материалы научных исследований. Например, так делал при чтении курса оптики Рем Викторович Хохлов.
Вместе с тем, на факультете регулярно читаются интересные лекции по новейшим научным результатам, однако число студентов на них, обычно, мало. Также зав. каф. математики В.Ф. Бутузов поделился личным опытом чтения лекций в трех последовательных семестрах. В последние годы посещаемость лекций постепенно уменьшается от полной до половины или даже трети. Вероятно, мастерство лектора при этом не изменялось, но изменялось отношение студентов к посещению лекций. Студенты к третьему семестру проникаются мыслью о необязательности посещения лекций.
В ходе обсуждения на заседании комиссии отмечалось отсутствие должного контроля за посещаемостью лекций студентами — старосты зачастую не дают журналы, не отмечают отсутствующих. Хотя учебная часть имеет возможность стимулировать и стимулирует работу старост.
Предлагалось усилить контроль за посещаемостью со стороны студкома и профкома. Также предлагалось усилить внимание к подбору лекторов общих курсов, предусмотреть дополнительную стимулирующую оплату их работы.
Отдельные преподаватели регулярно в течение семестра проводят проверку знаний студентов, вводят рейтинговую систему получения зачетов. Такая работа отнимает много времени у преподавателей. К сожалению, эта дополнительная работа стимулирует только часть студентов, другая часть предпочитает более легкий способ получения зачетов в общем потоке. Таким образом, такой подход, не применяемый повсеместно, оказывается неэффективным. Н.Н. Брандт выдвинул предложение создать единую рейтинговую систему, предусматривающую поощрение хорошо успевающих студентов.
Учитывая склонность студентов приступать к активной учёбе в конце семестра, было также предложено продумать систему полусеместровых курсов, позволяющую сдавать предметы чаще и в меньших объемах.
М.А. Терентьев рассказал о ситуации с компьютерным тестированием знаний, проводимым Центром контроля качества образования (ЦККО). К настоящему моменту налажено тестирование по всем курсам общей физики и высшей математики, однако до сих пор тестирование не имеет официального статуса в учебном процессе и своего места в общем расписании занятий. Как следствие, ЦККО также сталкивается с проблемой посещаемости занятий, причем не только студентами, но и преподавателями. Отсутствие должного контроля во время тестирования со стороны преподавателей в ряде случаев приводит к списыванию, что вызывает претензии к тестированию со стороны тех же преподавателей.
В настоящее время кафедры самостоятельно решают, как использовать тестирование в учебном процессе, и здесь многое зависит от их заинтересованности в подобной форме контроля успеваемости. Имеется положительный опыт проведения тестов в курсах «Атомная физика» и «Дифференциальные уравнения» с соответствующим контролем процесса и учётом результатов.
Участники дискуссии отметили необходимость введения тестирования в учебный план как полезной формы контроля успеваемости. Н.Н. Брандт отметил, что возможности для этого есть. Также было принято решение продумать систему учёта результатов.
Современные технологии, такие, как компьютерное тестирование и дистанционное обучение, уже давно и прочно вошли в мировую образовательную практику. Поэтому следует активно развивать эти технологии и на факультете. На заседании было отмечено, что, к примеру, Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт объявили о создании совместного проекта онлайн-обучения edX, в который планируется привлечь до миллиарда студентов по всему миру на доступных условиях. По словам представителей вузов, они собираются устроить «революцию в онлайн обучении», сделав его свободным, бесплатным, качественным и максимально доступным. Участники заседания отметили целесообразность использования в будущем данного ресурса и на факультете.
Низкий престиж научной работы в отечественной среде и отсутствие необходимых стимулов являются объективными причинами, обуславливающими низкую успеваемость значительной части студентов. Однако это не может служить оправданием бездействия по повышению качества образования. Контролю качества образования со стороны вышестоящих организаций уделяется все возрастающее внимание, растет число проверяющих структур. Проверки регулярно проводятся во многих вузах, следует ожидать проверок и на факультете.
Участники заседания пришли к выводу о необходимости обсуждения вопроса о качестве образования, о контроле качества образования, в частности, о посещаемости лекций и занятий студентами, о подготовке лекторов, на заседании заведующих кафедрами и затем на Ученом Совете факультета.
Профессор Б.С. Ишханов,
профессор К.В. Показеев,
с.н.с. М.А. Терентьев