XIII Всероссийская школа-семинар «Волновые явления в неоднородных средах»

Весенняя школа в Звенигороде — яркий праздник науки. Зачеты сданы, впереди экзамены, и вот — целая неделя живого общения с коллегами, напряженной работы всех участников, обсуждений, споров, рождения новых концепций, идей, неожиданных аналогий и подсказок. Непросто чувствуют себя студенты в этом бурлящем котле, полном научного опыта и дерзновений. Страшновато вступать в спор с маститым ученым, которого знал только по учебникам и монографиям. Однако доброжелательная обстановка позволяет студентам быстро адаптироваться и войти во вкус. Как приятно услышать вопрос умного, грамотного собеседника, вопрос не на «завал», а в помощь! Рамки представлений раздвигаются, налет «провинциальности» и боязнь общения полностью исчезают, открывая горизонт. Помогает спорт — удачная партия в теннис, веселый волейбольный матч быстро снимает напряжение в общении. Теперь можно задать любой вопрос, попросить объяснить ускользающую суть проблемы, попросить совета. Общение начиналось на заседании секции, продолжалось в перерывах за чашкой кофе, под вековыми соснами в парке, в прогулках по живописным окрестностям.

Какую же цель ставят педагоги, отправляя своих учеников в «школу»О Эту школу отмечают как одну из немногих хороших школ по нелинейным волнам, собирающую рекордное количество замечательных ученых. Это одна из задач, посмотреть и послушать, познакомиться с лучшими из лучших. Представить доклад для такой аудитории большая честь, получить достойную критику — большая удача. Для многих эта школа первая ступенька для выхода в большой мир.

В этом году на конференции был 181 участник, половина — студенты и аспиранты. Такая популярность школы у молодежи обусловлена четкой работой оргкомитета, безукоризненными бытовыми условиями, прекрасным составом лекторов и, безусловно, личностью организатора — профессора Анатолия Петровича Сухорукова. Сухоруков провел в этом году 26-ю ежегодную школу по волновым явлениям (школы немного отличаются по тематике, чередуются через год, потому в заглавии стоит цифра 13). Школа проводилась по сути как международная — были представители Украины, Белоруссии, Германии, Великобритании, Австралии. В этом году участвовали 12 профессоров, 23 д.ф.м.н., 69 ученых со степенью, 112 — без, 45 аспирантов и 39 студентов. Сделано 175 презентаций, прочитано 10 лекций. Приехали ученые из 19 городов, представители 42 организаций. Во время конференции проведен конкурс работ студентов и аспирантов «Умник», на котором сделаны 6 докладов, два участника рекомендованы в финал, в том числе, Игнатьева Дарья Олеговна — член оргкомитета школы, чью неустанную заботу чувствовал каждый. Ни одного сбоя в организации без какой-либо ненужной суеты оргкомитета. В чем же секрет успехаО

В первую очередь эта школа решает не частные проблемы организаторов, а проблемы образования. Приглашаются самые известные ученые, ведущие пионерские исследования в своих направлениях. Они читают блестящие лекции, построенные так, что позволяют понять суть проблемы и самые авангардные идеи. Школа неуклонно следует одной из основных идей — представить волновые явления во всем их разнообразии. Лекции строятся соответствующим образом: материал всегда понятен тем, кто работает в других областях, с другими средами и типами волн. Проводятся аналогии между явлениями, подчеркивается коренные отличия в постановке и решении задач. Образовательный эффект виден сразу по многочисленным интересным вопросам молодежи по существу проблемы.

Дискуссии на конференции — урок свободного научного общения за рамками обыденности. Студентам очень нравятся именно такие «уроки», открывающие простор для полета научной мысли. Они открывают и новые возможности в понимании предмета, и методологию изложения материала, учат как корректно вести дискуссию. А сколько новых идей рождается и у студентов, и у руководителей!

Совместное пребывание руководителей и студентов на конференции очень эффективно для формирования физиков. Ежегодно приезжают представители ведущих школ Москвы, Петербурга, Казани, Саратова, Нижнего Новгорода, Калининграда, Самары. Представлены лучшие школы Белоруссии, Украины. Поддержка наставника в дискуссии придает уверенности, а часто необходима в трудной ситуации. Обсуждения старших позволяют оценить реальное место школы в общей структуре направления, повышают авторитет научных руководителей. А как важно заложить представление о научной этике: научить правильно реагировать и оценивать мнение других, разбираться в вопросах приоритета результатов, уметь оценивать достоинства своих работ, решать, что из сделанного достойно публикации.

Публикации представленных работ будут сделаны в трех журналах, в том числе в «Известиях РАН, серии физической». Адрес школы http://waveconf.ru/

Доцент кафедры физики моря и вод суши Мельникова О.Н.

Назад