Наши выпускники в Чили

 

Хотя в наших коридорах и часто слышится: «Вот я, намедни, в Нью-Йорке, Лондóне, Париже, Риме…(далее по списку о многих городах и странах)», но, тем не менее, никогда не звучат названия Сантьяго и других чилийских городов. И вдруг редакция «Советского физика» получает из Чили поздравление Физфаку с 80-летием. Немыслимый случай свидетельствует об «агрессивной экспансии» факультета на планете и вполне достоин подробного рассказа о судьбине наших выпускников.

Вторая половина сентября 2013 года. В Техническом Университете Федерико Санта Мария г. Вальпараисо начался второй семестр, сдвинутый на 2 месяца из-за 2-х месячной забастовки студентов, требовавших снизить плату за обучения и фактически ничего не добившихся. Руководитель общего физического практику­ма архитектурного факультета университета, Юлия Викторовна Полякова (наша выпускница кафедры колебаний 1964 г., во девичестве Девонисская), магистр фи­зики и истории, ныне также и специалист по проблеме иезуитов в России, пишет поздравление в наш адрес и попутно рассказывает о работе группы советских физиков в этом университете.

 

Целина, Булаевский р-н, сентябрь 1959 г. Слева: Юля Девонисская

 

Конгресс университетских преподавателей Латинской Америки. 2010 г. В центре: Ю.В. Полякова

Волею судеб (об этом ниже) нашу выпускницу забросило в Чили в 1992 г., где она стала первой русской и первым физиком из МГУ в Техническом универси­тете Федерико Санта Мария, г. Вальпараисо. Несколько позже туда приехал к.ф.-м.н. и д.б.н. Александр Александрович Замятнин, окончивший также в 1964 году кафедру биофизики, первый аккомпаниатор «Архимеда» (сейчас в Москве, см. его статью в этом выпуске). Затем — Максим Сергеевич Дворников (потом уехал в Бразилию) и Юрий Павлович Иванов, который продолжает трудиться там же до сих пор. Помимо перечисленных физфаковцев МГУ в Университете Федерико Санта Мария работают выпускники московского Физтеха, харьковского, минско­го, ереванского и ташкентского университетов. Итого — 12 советских физиков. Уровень их подготовки позволяет университету Федерико Санта Мария занимать ведущее место в развитии чилийской физики. Физикам-теоретикам этого универ­ситета принадлежит 40% всех чилийских публикаций по физике в мировой на­учной литературе.

Нелегкий жребий выпал на долю этих бывших советских людей, но, как видим, они выстояли и заняли достойное место в новой среде. Судьба каждого из них необычна, но одиссея нашей выпускницы просто поразительна.

В 1991 году одинокая пятидесятилетняя дама (у детей уже свои семьи) теряет работу, поскольку родное НИИ продано фирме «Olivetti» и весь личный состав уволен с месячным выходным пособием. И вот, возвращаясь домой, обессилен­ная после очередного дня бесплодных поисков работы, она встречает плачущую девушку бразильянку, студентку Университета Дружбы Народов им. Патриса Лу­мумбы (УДН). Та приехала в Москву сразу после переворота, в сентябре 1991 года. Наконец-то в страну пришла долгожданная свобода, и в девичьем общежитии УДН появляются молодые восточные шейхи — студенты УДН и объявляют, что все девушки с этого дня входят в их гарем. Но, так как они (восточные шейхи и наследные принцы) — друзья, то обитательницы комнаты могут выбрать своего господина добровольно. В качестве приза за правильный выбор каждой девушке обещано денежное вознаграждение. Бразильянка в ужасе бежит из общежития и наша выпускница три месяца лелеет ее в своем доме, делясь последним. Благо­дарные родители девушки ответили добром на добро и пригласили нашу героиню в Бразилию, оплатив билеты в оба конца. В то время (голодный декабрь 1991 г.) добраться туда можно было только через Перу и далее местной авиалинией. В столице Перу Лиме у нее похитили сумочку с деньгами и адресами. Случайно сохранился паспорт. Российское консульство само «висело на подножке» и ничем помочь не могло и не хотело. Удивительно, но и при таких трагических обстоя­тельствах в Перу нашлись люди, давшие ей пристанище. Через четыре месяца, однако, в Перу произошел очередной военный переворот, и гражданка России с красным Советским паспортом была отправлена новыми друзьями в Чили. Пе­реезд на автобусе занимал всего два дня, но испытания этих дней переломили всю ее жизнь. В районе пустыни Наска в ночь на 9 апреля автобус остановили промаоистские партизаны организации «Светлый Путь», выкинули из автобуса всех иностранцев согласно списку занимаемых мест и расстреляли их как врагов перуанского народа прямо у автобуса. Полякову спасло самоуправство водителя — на ее место рядом с собой он посадил свою подружку. На границе «расстре­лянную» иностранку не пускают в Чили, но тут ее ангелом хранителем стал без­вестный коммерсант, пассажир автобуса, который не только заступился за нее на пропускном пункте, но связался со своей семьей в Сантьяго, попросил принять ее и помочь устроиться на работу как физика с дипломом МГУ. Наша героиня не­сла образ великой страны, и солидарность как левых (она была из Страны Сове­тов), так и правых (она была послом великой русской культуры) открыла ей двери в Университеты, поначалу на почасовую оплату. Квалификация, полученная на физфаке, неотвратимо сказала свое слово, и вот уже в течение двух десятилетий Ю.В. Полякова руководит созданным ею общим физическим практикумом (все разделы, кроме ядерной физики) факультета архитектуры. До сих пор она остает­ся единственным преподавателем в практикуме при 80 студентах на курсе.

Въедливый читатель непременно спросит: «А язык?». Интерес к испанскому языку у нее пробудился и усугубился в связи с революцией на Кубе. Она была увлечена встречами в Доме дружбы народов, что на Арбате, и среди ее визави в советское время были король Испании, Фидель Кастро и даже далай-лама (прав­да, он не говорил по-испански). Кто бы мог тогда подумать, что такое невинное хобби когда-то спасет ей жизнь?

Вернемся, однако, в наше время. Возможности Технического университета в Вальпараисо позволяют физикам-теоретикам, нашим соотечественникам, быть на острие собственно физических изысканий. Помимо того, вклад наших выпускни­ков имеет место и на стороне прикладной науки. И мы можем с удовлетворением сказать, что известен, во всяком случае, один такой пример — А.А. Замятниным создана модель белка (точнее олигопептида) вирусоустойчивой клетки винограда, позднее реализованная методами генной инженерии. Напомним, что вино являет­ся одним из основных продуктов экспорта Чили, в том числе и в Россию.

Поскольку накопленный багаж современных физических знаний непрерывно (увы!!!) увеличивается, то все острее и болезненнее становится вопрос о методике донесения этих знаний и их восприятии молодежью. И любые поиски в этом на­правлении можно только приветствовать. В этом направлении есть что почерпнуть и в физпрактикуме на тихоокеанских берегах. Нашей героине удалось создать соб­ственную методику преподавания курса «Веселая физика» — не будем утверждать, что это ремейк «Занимательной физики» Я.И. Перельмана, но творческая преем­ственность здесь видна. Увлекателен раздел «Физика Леонардо да Винчи». Сам курс предназначен для студентов архитектурного факультета, поэтому в нем пре­валирует механика. Соответственно — статика, геометрическая и ветровая устой­чивость. Эту практику удалось распространить среди школьников старших клас­сов по всему Чили. Школьникам предлагалось изучить рисунок великого предка, составить эпюры сил и крутящих моментов, приложенных к отдельным элементам конструкции. По рисунку составить таблицы приближенных значений веса и раз­мера всех элементов системы и углов, выбрать шкалу, чтобы затем построить на­туральную модель в заданных масштабах нагрузок и сечений конструкции. И уже на модели, измеряя силы и просчитывая моменты сил проанализировать правиль­ность решения. Живое приобщение к мысли гигантов, должно, как минимум, про­будить у школьников и студентов уверенность в собственных силах. На рисунке Леонардо показана погрузка пушки на лафет. Рядом — фотография Ю.В. Поляко­вой со школьниками-победителями конкурса и моделью подъемника.

 

Несколько неожиданной для нас, но, как выяснилось, весьма эффективной в работе со школьниками, оказалась методика костюмированных демонстраций студенческих макетов по воспроизведению классических экспериментов, также культивируемая Ю.В. Поляковой. Для серьезной истории науки подобные экспе­рименты позволяют установить соотношение догадки и обоснованности опытом в утверждении, скажем, закона Кулона. В дни открытых дверей для школьников неожиданность мизансцен, наглядность и доступ зрителей к опытам позволяют весьма успешно увлекать и рекрутировать поступающих в данный вуз, что весьма приветствуется начальством. Можно, конечно, подивиться некоторой наивности такого приема в наш изощренный век, но образ монаха в рясе, студента архитек­туры, автора макета анемометра Леонардо, измеряющего силу ветра, останется и в памяти и на языке молодых людей.

Выпускники нашего физфака каким-то непонятным путем приобретают в на­ших стенах пожизненную склонность к творчеству, поиску, инициативе, умению увлечь и убедить. Иначе просто невозможно понять, почему в совершенно чуждой по языку, нравам, обычаям и вере среде Южной Америки идеи Ю.В. Поляковой «К физике через искусство» были встречены «на ура» на региональных конгрес­сах по образованию.

Столь же загадочен успех цикла лекций по теме «Искусство и точные науки», проведенных А.А. Замятниным и Ю.В. Поляковой, о которых писала чилийская пресса (см. сайты тех времен).

А.А. Замятнин — флаги Чили и России

 

В поисках объяснения мы, конечно, должны учитывать специфику континен­та. В латинской Америке, как неоднократно отмечалось, с огромным интересом «поглощают» все, что связано с Россией на всех этапах ее истории. Учебники издательства «Мир» на испанском языке были самыми популярными в Чили до появления Пиночета. С его приходом их жгли публично, в том числе на универ­ситетской площади. Книги Боголюбова, Ландау и Лифшица и других советских физиков, химиков и математиков здешние библиотекари тайком раздавали сту­дентам, чтобы те их спрятали. И те и другие рисковали жизнью. Спасибо нашим предшественникам, показавшим миру русский интеллект.

Вспомним высказывания Р.В. Хохлова, который высокий уровень общей куль­туры считал необходимой чертой профессионализма ученого. Наши выпускники оказались достойны наших учителей, в том числе и в сближении бесконечно от­даленных стран.

Завершим словами «Будь жив, будь здрав мой физфак!!!», долетевшими из Южного полушария, где люди, как известно, ходят вниз головой.

 

В.К. Новик

Назад