Забытый организатор обороны Москвы

К годовщине разгрома немецких захватчиков под Москвой

«Герои живут среди нас,

пока мы помним своих Героев»

В этом году с размахом отмечалось 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В праздники обычно не говорят о грустном. Но этот праздник особенный — «со слезами на глазах». Наверно, поэтому можно и о грустном.

10 мая 1945 года умер Александр Сергеевич Щербаков. Не услышал воспоминаний о нем в майские дни 2015 года, хотя он, безусловно, заслужил, чтобы в День Победы вспоминали и о нем. Не услышишь его имя и в дни, когда отмечается разгром фашистов под Москвой. Что же, такова судьба многих достойнейших людей.

Совсем кратко упоминается А.С. Щербаков в книге, изданной в 2006 г. — «Москва прифронтовая 1941–1942. Архивные документы и материалы». Упоминается с ошибкой: указаны не все должности, которые он занимал. И совсем не упоминается та работа, которую он вел в грозные дни обороны Москвы. Попытаемся воздать должное…

Гл. редактор К.В. Показеев

Александр Сергеевич Щербаков родился 10 октября 1901 г. в Рузе, работал с одиннадцати лет, сначала в типографии, затем на железной дороге. Красногвардеец, член партии с 1918 г. Обучался в Коммунистическом университете, Институте Красной профессуры. Типичный партаппаратчик, типичный сталинский «винтик».

С 1938 г. до дня смерти возглавлял Московский городской и Московский областной комитеты Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Одновременно был секретарем ЦК ВКП(б), отвечавшим за пропагандистскую и агитационную работу. С февраля 1941 г. член Политбюро ЦК ВКП(б), с 24 июня 1941 г. (с момента создания) — руководитель Совинформбюро, с июня 1942 г. — начальник Главного политического управления РККА, заместитель народного комиссара обороны СССР.

1919 г.

Гигантский объем работы! Правда у Александра Сергеевича Щербакова были все данные для того, чтобы все это успевать делать — великолепная память, фантастическая работоспособность, авторитет, преданность идее, и умение руководить…

Хорошо понятно, особенно в наши дни, что Щербаков в годы Великой Отечественной войны возглавлял главный род войск — органы пропаганды и агитации.

Выдающиеся полководцы — Г.К. Жуков, А.М. Василевский, К.К. Рокоссовский, Н.Г. Кузнецов, И.Х. Баграмян в своих мемуарах дают самую лестную оценку его деловым и человеческим качествам. Маршал Василевский, в частности, отмечал, что материалы, завизированные или согласованные с А.С. Щербаковым, Сталин подписывал немедленно.

Что, конкретно, сделал Щербаков?

Вопрос неправильный!

Правильный вопрос звучит так: «Что дала Москва и Московская область фронту в годы войны? Что дала Москва и Московская область фронту для победы под Москвой?». Ведь Москвой и областью руководил и отвечал за все, что происходило в Москве и области, Александр Сергеевич Щербаков.

В конце тридцатых годов в Москве проводилась большая работа по созданию общественного транспорта, реконструкции города. Например, улица Горького стала в четыре раза шире Тверской. Но с запада надвигалась гроза. В 1939 г. начались работы по созданию системы противовоздушной обороны города: строились бомбоубежища, переоборудовались станции метро, практически все москвичи прошли специальные формы обучения.

В первые пять месяцев войны Москва и область дали в Действующую армию миллион воинов, сто двадцать тысяч летом вошли в состав дивизий народного ополчения и десятки тысяч — осенью.

В первый год войны были эвакуированы около 500 промышленных предприятий, огромное количество промышленного оборудования и материалов, эвакуировано около 2,2 млн человек. Попробуйте оценить масштабы?!

Несмотря на это, в годы войны москвичи давали 25% промышленного производства страны, каждый четырнадцатый самолет был сделан в Москве, каждый четвертый снаряд — в Москве, каждый третий миномет, каждый второй автомат (пистолет-пулемет).

В сентябре в Москве и области были созданы тайные склады оружия и продовольствия, подпольные партийные обкомы, партизанские отряды, диверсионные группы. Части из них довелось действовать во время оккупации. Шестьсот тысяч москвичей работали на строительстве оборонительных сооружений.

30 сентября началось наступление немецких войск, сдобренных представителями практически всех стран континентальной Европы, на Москву — операция «Тайфун». Была прорвана оборона трех фронтов, пять армий попали в окружение. Смертельная опасность нависла над Москвой.

5 октября Военный Совет МВО принимает решение поднять по тревоге курсантов двух подольских военных училищ (пехотное и артиллерийское) и бросить их под Юхнов, где немецким танкам и мотопехоте удалось прорвать оборону. Перед фашистами наших войск уже не было.

6 октября А.С. Щербаков прибыл на место расположения курсантов для инструктажа: «Рубеж держать, даже если противник обойдет вас. Из окружения не выходить. Стоять до последнего человека».

Курсанты держались две недели. Вышли и вынесли раненых из окружения после приказа. Продолжили сражаться на подступах к Москве. В прошлом году в Москве еще были живы несколько человек из этих курсантов.

12 октября немцы взяли Калугу, 14го — Калинин.

20 октября в Москве постановлением ГКО было введено осадное положение.

К этому времени по Москву командующий Дальневосточным фронтом, генерал армии Иосиф Родионович Апанасенко перебросил 18 полноценных, хорошо обученных дивизий, для дезинформации называемых «сибирскими». (Иосиф Родионович Апанасенко по собственной инициативе снял со своего фронта и перебросил под Москву 18 из 19 дивизий! Такие кадры могли решить всё… Смотри «Советский физик» №76(7), 2009)

6 ноября на станции метро «Маяковская» состоялось торжественное заседание Моссовета с участием партийных и общественных организаций.

7 ноября в день празднования 24 годовщины Великой Октябрьской социалистической революции состоялся военный парад на Красной площади.

16 ноября началось второе наступление фашистов на Москву. Немцам удалось потеснить наши войска на северо-западе и юго-востоке. Были взяты Яхрома, Красная поляна. Но уже 5-6 декабря началось контрнаступление Красной Армии.

13 декабря по радио было передано сообщение Совинформбюро «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы. Поражение немецких войск на подступах Москвы». Не поленитесь, прочтите это сообщение! Оно есть в сети.

Но далека была еще победа. Впереди была холодная и голодная зима 1941–42 годов. Система снабжения города была разрушена войной. Однако Госплан выделил дополнительные ресурсы — были выделены машины, горючее, лошади. Более ста тысяч москвичей занимались снабжением города дровами. Проблема снабжения горожан и промышленных предприятий энергией и продовольствием была решена. Весной началась огородная кампания — более 200 000 москвичей получили землю под огороды.

Московская битва продолжалась до 20 апреля 1942 г. Были освобождены Московская и Тульские области, многие районы Калининской, Смоленской, Рязанской, Орловской областей.

Уже в декабре 1941 г. АН СССР была создана Комиссия по изучению обороны Москвы: этот опыт москвичей был востребован.

Мировое сообщество, как сейчас говорят, здраво оценило Победу под Москвой, самые умные, поняв, что Гитлер будет разгромлен, начали помогать СССР, другие остановились на пути союзничества с фашистами. Началась консолидация сил антигитлеровской коалиции, был внесен раскол в союз профашистских сил.

Заслуги Александра Сергеевича Щербакова в деле организации обороны Москвы, в деле организации Победы недооценены до сих пор.

Показеев К.В.

Назад