Эсминец был спасен

Письмо в редакцию

В семейном архиве моего прадедушки Николая Павловича Коновалова хранятся два ордена Красной Звезды, которыми он был награжден за один подвиг. Первый был вручен ему в 1943 году, второй — в 1977-м. Родился прадед в 1917 году, перед самой Октябрьской революцией. Окончив семь классов, поступил в спортивный техникум. Выступал на многих соревнованиях за общество «Локомотив». Получив диплом, был оформлен учителем в школу железнодорожников. В 1937 году Николая Павловича призвали на службу в военно-морской флот. После прохождения курса молодого матроса и принятия воинской присяги ему было присвоено звание старшины первой статьи с назначением физкультурным руководителем экипажа Балтийской военной флотилии. Позже его перевели в Таллинский полуэкипаж.

Началась война с белофиннами. Та часть местного населения, которая считала советских воинов оккупантами, стала оказывать сопротивление. По нашим военнослужащим стреляли с чердаков, из укрытий. В результате такого обстрела прадед, согласно госпитальной справке, «получил слепое осколочное ранение правой голени». По излечении отбыл в Архангельск на Беломорскую военную флотилию, где сопровождал грузы НКВД от Владивостока до Мурманска.

Осенью 1943 года Н.П. Коновалов на палубе эскадренного миноносца «Комсомольский» следил за погрузкой очередной порции боеприпасов. На корабле был экипаж численностью около тысячи** человек, торпеды, снаряды, орудия. Неожиданно он заметил рядом с правым бортом шарообразную мину с «рогами». Николай, долго не раздумывая, сбросил с себя бушлат, обувь и прыгнул за борт. Ледяная вода сковала тело. Матрос подплыл к мине на расстояние вытянутой руки, заметив вроде бы безопасное место между зловеще торчащими «рожками», оттолкнул ее от борта на несколько метров. Более десяти раз бесстрашный моряк, рискуя жизнью, толкал смертоносный объект, отводя его от корабля. Спасательная команда спустила шлюпку. Матросы подняли своего спасителя на борт совсем окоченевшим. В кают-компании судовой врач привел Николая в чувство. Мину тем временем расстреляли, ее взрыв никому уже не угрожал. Потом было общее построение экипажа, и командир эсминца снял со своей груди орден Красной Звезды и прикрепил его на матроску Коновалова. А официальная награда нашла героя через 34 года: в Люблинском райвоенкомате ему торжественно вручили орден Красной Звезды, теперь уже с удостоверением.

До 1946 года Коновалов официально числился командиром стрелкового отделения в Московском, Черноморском флотских экипажах, в 486-м отделении местного стрелкового батальона Новороссийской морской базы. После демобилизации поселился на улице Юных Ленинцев. Работал учителем физкультуры в школах Текстильщиков, возглавлял отдел спорта во Дворце пионеров и школьников имени А.П. Гайдара. Исходил с ребятами все Подмосковье. Несколько лет назад Николай Павлович оступился и упал. В месте ранения нога воспалилась, это привело к ампутации. Теперь приходится передвигаться на коляске. На ней с пятого этажа без лифта на улицу не выйдешь.*** Но, несмотря ни на что, в свои девяносто пять лет Николай Павлович постоянно в бодром настроении, весел и общителен. Он соблюдает строгую диету, режим, ежедневно делает полуторачасовую зарядку с гантелями и эспандерами. Легко споет любимый романс или песню. В его квартире много цветов, на балконе живет стайка красивых почтовых голубей, на кухне в клетке — попугай и щегол.

Хурмат Юсупов, учащийся ГОУ СОШ №462

Московский ветеран. №17–18, 2011

Примечание Главного редактора:

*Александр Сибиряков — золотопромышленник, исследователь Севера, его имя носит советский (!!!) пароход.

** Обычно численность экипажа эскадренного миноносца в период Великой Отечественной войны не превосходила 250 человек. Даже на лидере невозможно разместить 1000 человек. В период погрузки боеприпасов на борту должен был находиться минимум членов экипажа.

*** Не удалось узнать, получил ли ветеран квартиру в доме с лифтом.

Назад