Кафедре биофизики — 60 лет

60 лет кафедре биофизики. Это немалый срок в масштабах 86-летней истории физического факультета. Однако сама «физическая» биофизика России и Московского университета много старше и восходит своими истоками непосредственно к именам М.В. Ломоносова, Н.А. Умова, П.Н. Лебедева. Об этом мы писали в предыдущей статье в нашей газете. А вот относительно исторического предназначения создания самой кафедры осенью 1959 года сейчас на факультете мало кому памятно.

Коротко о предмете исследования биофизики как науки — о живой материи. Исторически биофизику относят к биологии, называя её разделом биологии, изучающим физические механизмы различных биологических процессов. Это утверждение справедливо лишь отчасти, поскольку биология по своему существу изучает лишь сами живые системы, а биофизика привносит в науку глубокое понимание общих физических основ формирования живых систем. Известные определения живого обычно сводятся к перечислению важнейших биологических признаков (типа клеточного строения, размножения и естественного отбора), к констатации универсальности химического разнообразия живой природы, к упоминанию некоторых общих физических характеристик (типа неравновесности и нелинейности и др.). Попробуем дать более общее определение живого, иначе говоря, предмета науки, которым занимается сквозным образом единственно биофизика: живое можно охарактеризовать как системную совокупность физических принципов, реализуемых химическим инструментарием и проявляющуюся в единстве биологических структур и ункций, способных к устойчивой эволюции. Поэтому как раздел биологии биофизика изучает физические аспекты строения и механизмы процессов в живых системах, а как направление физики биофизика раскрывает фундаментальные принципы возникновения, существования и развития живых систем.

Однако мало известно и забыто, что именно физика и физики сыграли решающую политическую роль в возрождении современной биологии на определенном этапе истории нашей страны в середине прошлого столетия. И с этим как раз и связано создание кафедры биофизики.

В 30-40-е годы и уже позже, в 50-е, при Н.С. Хрущеве, доминирующим направлением в биологии, науке и образовании была лысенковщина, поддержанная властью и полностью отрицавшая генетику и связанные с ней основы эволюционного учения. Это явление было частью идеологического наступления на «буржуазные, идеалистические» направления в науке. В частности, это серьёзным образом коснулось и набиравшей силу кибернетики. Насаждение псевдонаучных взглядов академика Т.Д. Лысенко, а также его реально вредоносная деятельность привели после печально известной сессии ВАСХНИЛ 1948 года к прямым репрессиям среди генетиков, а в 40-е и 50-е годы разгрому практически всех передовых биологических и сельскохозяйственных лабораторий, что критическим образом и на долгие годы затормозило развитие современной биологии в СССР. А происходило это в то время, когда уже с 1953 года (!) были известны структура ДНК и общий смысл генетического кода. Ученые неоднократно обращались с письмами к руководству страны о недопустимости подобного положения в биологических науках, но безрезультатно. Тогда группа передовых биологов стала готовить коллективное обращение к руководству страны, но главной силой, решительно вставшей против лысенковщины, стали десятки ведущих физиков, в том числе большая группа выдающихся академиков, работавших на физфаке.

Дело в том, что ретивые представители философии начинали наступление и на «идеалистические корни» квантовой механики, т.е. на фундаментальные основы физики. Активные нападки начинались и на новейшие направления квантовой химии. В 1955 году было подготовлено письмо-обращение в ЦК КПСС, которое подписали около 300 ученых, среди которых большинство составляли физики. Можно назвать имена некоторых наших выдающихся ученых, поднявших свой голос в защиту отечественной науки: Л.Д. Ландау, И.Е. Тамм, М.В. Келдыш, Г.С. Ландсберг, А.И. Фрумкин, П.Л. Капица, А.И. Алиханов, Ю.Б. Харитон, М.А. Леонтович, М.А. Арцимович, А.Н. Тихонов, М.А. Лаврентьев, С.Л. Соболев, С.А. Христианович; В.Л. Гинзбург, Я.Б. Зельдович, М.А. Марков, А.И. Алиханьян, И.Я. Померанчук, А.И. Шальников, А.Б. Мигдал, Г.Н. Флёров и многие другие.

Н.С. Хрущев был взбешен нерегламентированной инициативой, но понемногу стал сдерживать и убирать Лысенко. И в тот самый момент именно физики создали несколько научных центров, где поднялись ростки современной молекулярной биологии: на Урале в Миассово, в Москве в Курчатовском центре, в Обнинске. Биологический факультет МГУ был в это время полностью под влиянием сторонников Т.Д. Лысенко, а в стране требовалось создание независимого образовательного в области биологии и физики подразделения. Два нобелевских лауреата академики И.Е. Тамм и Н.Н. Семенов в 1959 году обратились к ректору МГУ математику И.Г. Петровскому с предложением создать кафедру биофизики на физическом факультете, первую в мире кафедру биофизики у физиков, а не у биологов. На биологическом факультете такую кафедру только что создали, ориентируя её на медико-биологические и отчасти космические направления.

И.Г. Петровский и декан физического факультета В.С. Фурсов поддержали инициативу и в ноябре 1959 года была создана сначала специализация, а следом и кафедра биофизики. Руководить кафедрой по предложению академиков предложили физико-химику Л.А. Блюменфельду, а в качестве преподавателей пригласили биохимика С.Э. Шноля и физиолога И.А. Корниенко. Надо отметить очень важное обстоятельство создания кафедры: на физическом факультете среди студентов тогда же возникла встречная инициатива по созданию физической специализации «биофизика». Они же и стали первыми студентами и аспирантами кафедры, частью перейдя сюда с других направлений.

Тому 60 лет, и примерно 1000 выпускников кафедры успешно работают в науке и в других полезнейших областях человеческой деятельности. Я поздравляю бывших и нынешних сотрудников кафедры с юбилеем, а также её выпускников. Желаю здоровья и успехов. О научных достижениях кафедры расскажу, по возможности, в следующей статье.

Заведующий кафедрой биофизики профессор В.А. Твердислов

Назад