Правнуки Михаила Васильевича Ломоносова

К 270-летию МГУ

Прежде чем написать эту заметку опросил несколько своих знакомых. При этом задавал два вопроса: «Знают ли они картину, на которой генерал Николай Раевский возглавляет атаку на французов вместе со своими сыновьями? Знают ли они, что дети Раевского, идущие в атаку — правнуки Михаила Васильевича Ломоносова?». Если на первый вопрос все ответили положительно, правда, не уточняя, где и когда происходил этот бой, то второй вопрос у всех вызывал удивление: «Правнуки Ломоносова?».

Никто из опрошенных мной не знал, что в атаку идут юные правнуки М.В. Ломоносова! После таких результатов опросов счел необходимым написать эту маленькую заметку. Вот эта, многим хорошо знакомая картина

Н.С. Самокиша «Подвиг солдат Раевского под Салтановской (июль 1812 г.)». Обратите внимание на важную деталь в названии — ПОДВИГ СОЛДАТ. Каково? Впереди Раевские, а подвиг солдат!

В начале вторжения в Россию Наполеон стремился не допустить соединения русских армий и разбить их по частям. В этот начальный период войны было совершено много славных подвигов, например, битва под Красным 2 августа 1812 года. Под Красным Наполеон превосходящими силами атаковал русских, но благодаря мужеству и прекрасной выучке солдат (можно отметить, что дивизия формировалась и обучалась в Москве) под командованием Дмитрия Петровича Неверовского небольшие силы русских — пехотная дивизия — смогли удерживать французскую кавалерию и отойти в Смоленск, где их приветствовали как победителей. Наполеон был в бешенстве: французов было почти в десять раз больше!

К числу славных подвигов начального периода войны относится и бой корпуса Николая Раевского. Было это в самом начале войны 1812 года, третий бой с французами. Под Салтановкой корпус Раевского, входящий во 2-ую армию Багратиона и состоящий из трех полков, атаковал французов «в лоб». Раевский после неудачной атаки двух полков лично возглавил Смоленский пехотный полк и повел его в атаку вместе с сыновьями, был ранен картечью в грудь, но остался в строю. Вот этот момент боя и изображен на картине. Русские ощущали себя победителями, справедливо считая провал планов Наполеона отрезать 2-ю армию успехом.

По некоторым легендам, Раевский будто бы даже перед атакой заявил солдатам, что приносит на алтарь Победы в жертву своих сыновей Александра и Николая. В ту пору Александру было 16, а Николаю — 11. Жена Раевского Софья, внучка М.В. Ломоносова, будто бы утверждала, что привезла младшего сына для участия в войне! Старший, шестнадцатилетний, уже был при отце. За этот подвиг Софью наградили орденом Святой Екатерины малого креста. Все это вполне похоже на правду: жена Раевского сопровождала мужа в походах и умудрилась родить своего второго ребёнка — дочь Екатерину — в походной палатке в военном лагере на Кавказе.

Софья Раевская

Роль повивальной бабки выполнил полковник фон-дер-Пален, оставивший важный след в русской истории.

После войны Раевски всегда отрицал факт участия сыновей в атаке: дескать, не мог он послать детей на смерть! Его адъютант Батюшков, известный поэт, тоже утверждал, что мальчики не были на поле боя. Но в то время тоже понимали, что главное оружие во всякой войне — пропаганда. Поэтому подвиг Раевских широко освещался в газетах, а потом вошел во многие воспоминания о войне, а затем и произведения искусства (Пушкин, Жуковский и др.). При этом место и время совершения этого подвига часто искажались. Я лично сам читал в газете Одесского военного округа об этом подвиге, якобы совершенном на Бородинском поле. На самом Бородинском поле довелось пить водку из бутылки, на которой была этикетка с изображением фрагмента картины Самокиша, но что особенно меня поразило — все участники боя были левшами!

Напомню, и на Бородинском поле Раевский-старший героически проявил себя на батарее, ставшей батареей Раевского. На этом, одном из узловых точек Бородинской битвы, снискали славу генералы Ермолов и Кутайсов, первый славу и рану, а второй — не только славу, но и смерть.

Старший сын Николая Раевского — Александр (1795–1868) — был воспитанником пансиона при Московском университете, участником заграничного похода. Служил в Одессе, был хорошо знаком с Пушкиным. В 1825 году подозревался в причастности к заговору декабристов. Был даже арестован, но затем оправдан и вскоре вышел в отставку в 1827, в чине полковника, камергера. По воспоминаниям современников отличался выдающимися способностями, но сложным характером,

Александр Николаевич Раевский

вероятно, поэтому судьба его сложилась трагически.

Николай Раевский-младший (1801–1843) — наиболее знаменитый из правнуков Михаила Васильевича Ломоносова. В 11 лет он прибыл к отцу в армию и следовал за ним в походах и сражениях Отечественной войны, в том числе, и это уже не легенда, на Бородинском поле, при Царевом займище, под Тарутином, при Красном, под Лейпцигом! Для тех, кто не в курсе — это места кровопролитнейших сражений. В 13 лет получил орден Владимира 4-й степени с бантом. Эту награду он получил за героизм при взятии Парижа. Позже Николай Раевский-младший участвовал в войнах на Кавказе, служил на юге России, получил чин генерал-лейтенанта, многочисленные награды, в том числе Высочайшее благоволение императора за результаты административной деятельности, что элитой России считалось выше всех наград.

Николай Николаевич Раевский-младший

По многочисленным воспоминаниям, он обладал выдающимися организаторскими способностями, которые проявил в деятельности на Кавказе, Черноморском побережье, в Крыму. Вместе с Михаилом Лазаревым и Лазарем Серебряковым основал город Новороссийск, где им установлен памятник. Его именем названа станица Раевская под Новороссийском, улица в Новороссийске.

Судеб правнучек Михаила Васильевича не описываю в надежде, что они всем известны.

Две из дочерей Раевской были незамужними и бездетными. Другие две вошли в историю как декабристки. Екатерина была женой генерала Михаила Орлова, который не был в числе активных заговорщиков, поэтому наказание свелось к ссылке в калужскую деревню. Въезд ему и членам семьи в Москву был разрешен через шесть лет.

Екатерина Николаевна Раевская(1797–1885)

Мария Николаевна Волконская(1804–1863)

Мария была супругой князя Сергея Волконского, одного из главных заговорщиков. В 1826 году, вопреки стараниям родных, которых возглавлял брат Александр, оставив на их попечение годовалого первенца, вслед за мужем отправилась в Сибирь. Вместе с ним провела в ссылке около 30 лет.

Но как меняются времена! Недавно видел в сети заметку о Марии Николаевне под названием «Бросила новорожденного сына ради каторжника-мужа: княгиня Волконская».

О времена! О нравы!

Показеев К.В.

Назад