О внесении изменений в образовательное законодательство российской федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

(Продолжение, начало — «Советский физик» № 2(143), 2020)

В соответствии с указом президента 2021 год объявлен Годом науки и технологий. Поэтому вопрос о необходимости принятия системных решений в части формирования кадрового потенциала науки и наукоемких отраслей экономики приобретает особую актуальность. Тем более что реформа аспирантуры как третьего уровня высшего образования, подкрепленного Федеральными государственными образовательными стандартами (далее ФГОС), как это было определено в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», оказалась неудачной.Аспирантура демонстрирует устойчивое понижение как объемов подготовки кадров, так и показателей её эффективности. Имеет место не только сокращение приема, но и увеличение отсева аспирантов в ходе обучения. Происходит падение количества защит диссертаций, снижение качества защищенных диссертаций.

Поэтому в связи с уточнением требований к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре Федеральным законом от 30.12.2020 № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ) были закреплены изменения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В результате главной задачей аспирантуры снова является подготовка не только научно-педагогических, но и научных кадров высшей квалификации. В то же время аспирантура сохраняет статус одной из образовательных программ высшего образования. Остается неясным, до какой степени исследовательская функция аспирантуры будет замещена образовательной. Сложно и запутанно всё получается. Поэтому вряд ли стоит ожидать простых решений.

Одновременно изменился порядок разработки программ подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре:

• Решено отказаться от ФГОС и как следствие от государственной аккредитации программ аспирантуры, сохранив все академические права обучающихся по указанным программам, в т. ч. право на отсрочку от призыва на военную службу. К программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) устанавливаются федеральные государственные требования(ФГТ)1.

• Введено понятие самостоятельно устанавливаемых образовательными организациями высшего образования требований к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре как обязательных требований к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.

• Государственная итоговая аттестация по программам заменяется итоговой аттестацией. Итоговая аттестация по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре проводится в форме оценки диссертации на соискание учёной степени кандидата наук на предмет её соответствия критериям, установленным в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Таким образом, возвращается обязательная предзащита диссертаций как составляющая аспирантской программы. Главный акцент теперь делается не на освоении образовательных программ и получении диплома об окончании аспирантуры (адъюнктуры), а на защите диссертации. Предзащита становится главным критерием успешной итоговой аттестации. Предусматривается также возможность досрочной защиты диссертации до завершения срока обучения в аспирантуре.

• В случае успешного прохождения итоговой аттестации выпускнику аспирантуры выдаётся заключение о соответствии диссертации на соискание учёной степени кандидата наук критериям, установленным в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», и свидетельство об окончании аспирантуры.Тем самым вводится новая модель реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, позволяющая считать предзащиту диссертации окончанием аспирантуры.

• Новый ФЗ впервые с момента учреждения института аспирантуры в стране требует установления порядка сопровождения лиц, успешно прошедших итоговую аттестацию по программе аспирантской подготовки, вплоть до представления ими диссертации на соискание ученой степени кандидата наук к защите в диссертационном совете.

• Планируется подготовить в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона необходимые нормативно-правовые акты для его исполнения. Новый ФЗ вступит в силу с 1 сентября 2021 года. Установлены сроки прекращения приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или образовательными стандартами (с 2022/23 учебного года).

• ФГТ к программам подготовки научно-педагогических кадров вместе с порядком проведения итоговой аттестации утверждает Минобрнауки РФ. Порядок разработки образовательных программдля аспирантуры и контроля их исполнения устанавливает Правительство РФ.

По мнению Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, принятие нового ФЗ будет способствовать усилению научной составляющей работы аспирантов и ее результативности, повышению качества подготовленных диссертаций на соискание ученой степени.

«Мы движемся в правильном направлении, но нам надо решать вопросы, связанные с реальной востребованностью науки и с финансированием науки на том уровне, который отвечает развитию цивилизации XXI века», — заключил В. Никонов.

Отправляясь от выше высказанного тезиса, следует обозначить трудности реформирования высшего образования и ключевые вопросы, решение которых могло бы способствовать успешному разрешению проблем подготовки кадров высшей квалификации.

Главной задачей аспирантуры остается углубление профессиональной подготовки аспирантов на базе регулярного, систематического обучения, формирование их как носителей новых научных подходов и концепций. Насыщение науки и образования, других отраслей народного хозяйства кадрами высшей квалификации, обладающими исследовательскими умениями и навыками. Отсюда — проблема совершенствования исследовательской функции аспирантуры, повышение качества научной работы аспирантов.

К трудностям, возникающим при решении этой задачи, относятся:

• Неудовлетворительное состояние вузовской науки, сопровождающееся ослаблением исследовательской деятельности в большинстве университетов. Вымывание научной составляющей образовательных программ высшей школы.

• Снижение престижа высшего образования и престижа научных исследований, а как следствие - падение престижа профессий преподавателя высшей школы и учёного.

• Низкая заинтересованность научных руководителей и аспирантов в защите диссертации. Снижение качества защищаемых диссертаций.

• Недостаточность финансирования подготовки аспирантов: проблема аспирантских стипендий и как результат непрофильная трудовая занятость аспирантов. Фактическое превращение очной аспирантуры в заочную при сохранении «очных» сроков обучения.

• Снижение уровня оплаты научных руководителей аспирантов;

• Неготовность выпускников высшей школы к проведению научных исследований. Проблема академического развития поступающих в аспирантуру.

• Проблема трудоустройства выпускников аспирантуры. Значительная часть выпускников аспирантуры трудоустраиваются за пределами сферы образования и науки.

• Усиление рыночной составляющей в подготовке аспирантов. Ученые степени теряют внутреннюю самоценность и приобретают товарные черты.

• Отрыв подготовки научно-педагогических кадров и научной аттестации соискателей ученой степени.

Очевидно, что институт отечественной аспирантуры нуждается в безотлагательном, но глубоко продуманном переустройстве, тем более что неоднозначность нововведений последних лет придаёт рассматриваемой проблеме особую значимость.

Что делать?

На уровне образовательных и научных организаций:

• повышение качества набора в аспирантуру;

• заполнение пробелов в образовании студентов специалитета и магистратуры путем насыщения образовательных программ высшей школы наукоёмкой составляющей, отражающей современное состояние науки;

• совершенствование системы непрерывного образования путем обеспечения преемственности образовательных программ различного уровня, вплоть до интегрирования специалитета и аспирантуры, магистратуры и аспирантуры на основе индивидуализации образовательных траекторий;

• совершенствование института научного руководства аспирантами, включая педагогическую подготовку научных руководителей аспирантов;

• решение социальных проблем аспирантов: стипендия, условия работы и проживания;

• привлечения вузами аспирантов к работе над оплачиваемыми научными и прикладными проектами. Повышение практической значимости научно-исследовательской работы аспирантов.

На государственном уровне:

• совершенствование нормативно-правового обеспечения аспирантуры, уход от фронтальных решений; переход к разнообразию аспирантских программ; создание исследовательской, профессиональной аспирантуры; формирование вариативной аспирантуры с ориентацией структуры и содержания подготовки аспирантов на различные виды профессиональной занятости выпускников; научно-педагогическая аспирантура как частный пример профессиональной аспирантуры;

• сопряжение подготовки и аттестации выпускников аспирантуры; уход от разделения подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров;

• возрождение научных школ, активное включение аспирантов в профессиональную научную среду; создание массива «постаспирантских» программ, исследовательских проектов с целью обеспечения высокого качества подготовки кандидатов наук как состоявшихся молодых учёных с высокой исследовательской квалификацией;

• интегрирование образовательных ресурсов высшей школы, научного потенциала РАН и отраслевых научно-исследовательских институтов; создание сетевых аспирантур;

• переход к более гибким публикационным требованиям для защиты кандидатской диссертации в срок или увеличение нормативных сроков обучения;

• повышение престижа профессий учёного и преподавателя одновременно с повышением престижа учёных степеней.

Становление новой модели подготовки научно-педагогических кадров должно сопровождаться формированием единого научно-образовательного пространства страны, но в то же время отличаться широким многообразием программ подготовки аспирантов, их индивидуализацией.

Заслуженный работник высшей школы,профессор В.С. Сенашенко

1 ФГТ уже утверждались Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16 марта 2011 г. № 1365 г. Москва и состояли из двух частей. В первом содержательном разделе были прописаны положения по структуре образовательной программы. Во втором разделе собраны требования к условиям реализации образовательной программы в процессе обучения. Образовательный стандарт содержит в себе разделы ФГТ и плюс еще третий раздел. В третьем целевом разделе образовательного стандарта прописаны требования к результатам усвоения изучаемой на определенном уровне образования программы. Но помимо этого раздела с требованиями есть и другие отличия. Например, стандарты давали больше возможностей работать самостоятельно.

Назад