О женщинах-ученых московского университета первой половины ХХ века в области физико-математических наук

К 270-летию МГУ

150 лет назад в 1872 году в Москве открылись первые в России Высшие женские курсы (ВЖК) с программой обучения близкой к университетской. Преподавателями курсов были лучшие ученые Московского университета, число слушательниц постоянно росло, в том числе и потому, что согласно циркуляру министерства народного просвещения 1863 года женщинам было запрещено посещать университетские занятия даже на правах вольнослушателей. Подобные курсы начали создаваться и в других крупных городах, где профессора местных университетов открывали чтение публичных лекций для женщин. Сначала в число изучаемых на МВЖК дисциплин, кроме гуманитарных, входили физика, математика и астрономия, но в 1879 году курс по естественным наукам был отменен, в 1886 набор студенток и вовсе был приостановлен по политическим мотивам. Выпускницы всех женских курсов этого периода имели право преподавать лишь в гимназиях. К началу ХХ века у российских женщин сформировалось стремление к получению высшего образования, но по законам Российской империи они не могли поступать в университеты и занимать должности научных сотрудников в государственных учреждениях. Талантливые девушки уезжали учиться в лучшие университеты Западной Европы, где порой составляли 2/3 всех студенток, хотя для этого им были необходимы не только средства, но и разрешения родителей или мужа. На рубеже XIX–XX веков Московский университет входил в число ведущих центров исследований в области математики, здесь же сформировалась первая российская научная школа по физике мирового уровня. В 1911 году в результате конфликта между Императорским Московским университетом и министерством народного просвещения, в знак протеста против нарушения университетской автономии его стены покинули более 130 демократически настроенных профессоров и преподавателей. Большинство начали преподавание на МВЖК, возобновивших прием в 1900 году. На курсах работали два отделения историко-филологическое и физико-математическое, обучение составляло 4 года. В 1915/1916 учебном году Московским высшим женским курсам было предоставлено право проведения выпускных экзаменов и выдачи дипломов о высшем образовании. Первая мировая война, революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война были серьезным испытаний для всей страны, которые отразились на высшем образовании и развитии науки в целом. Какими путями приходили женщины в науку в то время?

Лидия Петровна Цераская (1855–1931) — пример вовлечения в науку через активную помощь своему мужу. Она окончила женские педагогические курсы, с 1898 года под руководством В.К. Цераского (1849–1925), директора астрономической обсерватории Московского университета в 1890–1916 гг., приступила к выполнению работ по поиску новых переменных звёзд. С этого времени её имя тесно связано с историей нынешнего ГАИШ МГУ. В период 1916–1925 гг. она ухаживала за больным мужем, и после его смерти вернулась в обсерваторию, где получала лишь персональную пенсию Наркомпроса. Не имея ни должности, ни образования по известности во всем мире из российских женщин-астрономов Цераская занимала первое место. Она открыла 219 переменных звёзд, её работа была отмечена премией Русского астрономического общества. В честь Лидии Цераской назван кратер на Венере.

Александра Андреевна Глаголева-Аркадьева (1884–1945) была одной из первых российских женщин-ученых, получившей мировую известность в научном сообществе и право занимать преподавательские должности в Московском университете, и первой женщиной-физиком, получившей степень доктора наук (1935). В 1900 году она окончила тульское епархиального училище, и только с третьего раза была зачислена на физико-математическом отделении МВЖК, так как туда в первую очередь принимали выпускниц гимназий. После окончания курсов Глаголева была оставлена работать ассистентом на кафедре физики. Во время Первой мировой войны в военном госпитале при МВКЖ ею была организована работа рентгеновского кабинета для тяжелораненых, сконструирован рентгеностереометр — прибор для измерения глубины нахождения пуль и осколков снарядов. В 1918 году она начала работать преподавателем физико-математического факультета МГУ, с 1920 — вести научную деятельность в лаборатории электромагнетизма, организованной ее мужем профессором В.К. Аркадьевым. В 1923 году Александра Андреевна впервые получила радиоволны миллиметрового диапазона, ею был разработан новый метод генерации электромагнитных волн (массовый излучатель), построена единая шкала электромагнитных волн. С середины 20-х она участвует в создании кафедры рентгеноструктурного анализа. В 1932 году А.А. Глаголева-Аркадьева основала кафедру общей физики для естественных факультетов, и была заведующей новой кафедры в 1932–1939 гг.

В 1918 году в два раза увеличился прием студентов в Московский университет. В период 1919–1936 гг. в университете существовал рабочий факультет для подготовки рабоче-крестьянской молодежи, был открыт свободный прием девушек. Одной из первых студенток физико-математического факультета МГУ после окончания московской гимназии стала Нина Карловна Бари (1901–1961). Она начала преподавать в МГУ уже в 20-летнем возрасте, в 1934 году стала профессором, степень доктора физико-математических наук ей присудили в 1935 году, когда она была уже известным учёным, имевшим фундаментальные результаты в теории тригонометрических рядов и теории множеств.

Софья Александровна Яновская (1896–1966) в 1914 году поступила на естественное отделение Высших женских курсов при Новороссийском университете, в 1917 году прервала обучение и включилась в революционную борьбу. Участвовала в одесском большевистском подполье, вступила в ряды Красной Армии, в 1923 году была командирована в Московский Институт красной профессуры, в 1925 возглавила семинар по методологии математики для студентов и аспирантов в МГУ, профессор с 1935 года и заведующая кафедрой истории математических наук с 1944 по 1955 гг. Работы Яновской в области математической логики подготовили открытие в 1959 году кафедры математической логики на механико-математическом факультете МГУ.

На рубеже 20–30 годов в МГУ обучение проводилось по системе «уклонов», которые объединяли преподавателей и студентов и были основой подготовки специалистов, практика проходилась в ведущих НИИ Москвы. В 1929 году физико-математический факультет по специальности «радио рентгенология» окончила Валентина Иверонова, по специальности «радиоактивность» — Зинаида Ершова.

Зинаида Васильевна Ершова (1904–1995), доктор технических наук была в числе руководителей и исполнителей Атомного проекта, коллеги-специалисты атомной промышленности называли ее «наша русская мадам Кюри». В 1936 году Ершова была направлена в Париж в Институт радия в лабораторию Марии Кюри, по возвращению в 1938 назначается начальником лаборатории радия в Государственном институте редких металлов, в начале войны эвакуируется в Казахстан. В 1943 году Зинаиду Васильевну срочно вызывают в Москву для работы по специальности. За разработку технологии получения урана для ядерных реакторов, а также полония-210, используемого в качестве нейтронного запала для первой плутониевой бомбы, и технологии получения трития для первой советской водородной бомбы, Ершова была удостоена трех Сталинских премий (1947, 1951, 1954).

Вся жизнь Валентины Ивановны Ивероновой (1908–1983) связана с Московскими университетом, после окончания которого она стала преподавать на кафедре рентгеноструктурного анализа. Ее докторская диссертация была первой в СССР диссертацией по физике, защищенная женщиной. В период 1951–1969 гг. Иверонова заведовала кафедрой общей физики для физиков. После переезда в 1953 году МГУ на Ленинские горы ее кафедра стала крупнейшей кафедрой Московского университета. По описанию задач общего физического практикума, неоднократно изданному под редакцией профессора В.И. Ивероновой, обучались и продолжают обучаться поколения студентов.

За большие заслуги в учебно-педагогической и научной деятельности, подготовке высококвалифицированных специалистов Иверонова была награждена орденами Ленина и «Знак Почета».

Знаменательное событие для Московского университета произошло в 1933 году. Было образовано пять факультетов: механико-математический, включающий отделение астрономии, физический, химический, биологический, почвенно-географический, в задачи которых входила подготовка не инженеров-производственников, а научных исследователей и преподавателей вузов и втузов по различным специальностям В 1934 году был создан исторический факультет, в 1938 — два самостоятельных факультета геолого-почвенный и географический. В предвоенные годы план приёма составлял на механико-математический и исторический факультеты по 240 студентов, на физический и химический — по 150 студентов, и 330 студентов биологов, геологов, географов и почвоведов. В это время из всего профессорско-преподавательского состава МГУ женщины составляли четверть, среди аспирантов — треть, девушек-студенток было около 45 %.

В период с октября 1941 по июнь 1943 года МГУ находился в эвакуации, хотя занятия с оставшимися в столице студентами возобновились в феврале 1942 года. Вся научно-исследовательская работа получила оборонную направленность.

На войне сражалось более пяти тысяч студентов, аспирантов, профессоров, преподавателей и сотрудников МГУ. По призыву комсомола в октябре 1941 года были зачислены в авиагруппу штурманами 17 студенток МГУ, погибли двое — Надежда Комогорцева и Евгения Руднева. Пять студенток механико-математического факультета были удостоены звания Героя Советского Союза — Р.С. Гашева, А.Л. Зубкова, Е.Б. Пасько, Е.М. Руднева, Е.В. Рябова. Начальником штаба 46-го гвардейского легендарного женского полка ночных бомбардировщиков была студентка физфака Ирина Вячеславовна Ракобольская, в будущем Заслуженный профессор МГУ, декан факультета повышения квалификации преподавателей вузов по естественным наукам (1966–1990). В 1947 году закончили мехмат с отличием Ольга Олейник и Ольга Ладыженская, руководителем у обеих был академик И.Г. Петровский (ректор МГУ 1951–1973 гг.). О.А. Ладыженская (1922–2004) в этом же году вернулась в Ленинград, с 1955 года она профессор кафедры высшей математики и математической физики физического факультета ЛГУ, с 1962 — заведующая лабораторией математической физики ПОМИ РАН, академик АН СССР. Ладыженская входила в число семерых доверенных друзей Ахматовой, хранивших в памяти ее неопубликованные стихи. О.А. Олейник (1925–2001) в 1973 году, после смерти Петровского, стала заведующей кафедрой дифференциальных уравнений мехмата МГУ. По ее инициативе был организован семинар имени И.Г. Петровского по дифференциальным уравнениям и математическим проблемам физики, труды которого регулярно издаются в МГУ. О.А. Олейник — академик РАН, лауреат Государственной премии СССР.

Они были первыми — студентками физико-математического факультета, преподавателями и профессорами Московского университета, докторами наук и академиками…, и они сделали все, что могли, для Родины, науки, своих учеников и родных.

Елена Ермолаева, кафедра акустики

Назад