21.02.2023

Интервью декана факультета профессора В.В. Белокурова

Ректор МГУ академик В.А. Садовничий
назначил доктора физико-математических наук,
профессора Владимира Викторовича Белокурова
исполняющим обязанности декана
физического факультета

Профессор Белокуров — выпускник физического факультета МГУ. После окончания аспирантуры с 1977 г. работает в Московском университете.
В. В. Белокуров — известный специалист в области математических методов квантовой теории поля. Он — автор ряда важных научных результатов, послуживших основой для развития новых направлений в этой области, опубликованных в высоко рейтинговых международных журналах и монографиях. Им разработаны специальные методы вычисления диаграмм Фейнмана; найдена асимптотика кварковых формфакторов в квантовой хромодинамике; изучены особенности применения теории возмущений для суперструн и нелинейных двумерных теорий поля; разработана новая теория возмущений со сходящимися рядами,  развит новый подход к вычислению  функциональных интегралов в  моделях квантовой гравитации.

Активную научную и педагогическую деятельность совмещал с административной работой.  С 1987 г. он работал в университете в качестве заместителя проректора, проректора и советника ректора.

Среди первоочередных задач, стоящих перед новым деканом, —  сохранение и развитие творческой атмосферы на факультете, создание условий для полного раскрытия научного потенциала сотрудников, студентов и аспирантов, повышение авторитета факультета в стране.

Редакция бюллетеня «Новости науки» физического факультета обратилась к Владимиру Викторовичу с просьбой ответить на некоторые вопросы, интересующие наших читателей.

Н.Н.:
Владимир Викторович, в чем особенности подготовки специалистов на физическом факультете МГУ?

Чтобы понять особенности подготовки специалистов, не важно физиков или каких-то других, давайте немного обратимся к истории. Первыми прообразами университетов были знаменитые центры античности — Пифагорейский союз, Академия Платона, Ликей Аристотеля и основанный Птолемеем Александрийский мусейон с богатейшей библиотекой. Во главе каждого из этих центров стоял великий ученый, который набирал себе учеников. Само обучение подразумевало «вертикальную» передачу знаний от учителя к ученику.

Такая система просуществовала примерно до XII в., до появления первых университетов, которые предложили иную концепцию, а именно — главным действующим лицом становился студент. Были обязательные дисциплины, а дальше студент выбирал, чем будет заниматься, формировал свой научный путь самостоятельно. Это и есть принцип университетского образования.

Как бы ни относилось общество к университетам на разных этапах своего развития, они всегда оставались ориентирующими маяками, поддерживающими верный курс в сфере образования.

В середине ХХ в., когда перед нашей страной остро встал вопрос подготовки кадров для решения вполне конкретных научно-технических задач, появилась идея создания так называемых базовых кафедр. Большую роль здесь сыграли выдающиеся наши ученые Петр Леонидович Капица, Сергей Алексеевич Христианович и другие. Базовая кафедра — это структурное подразделение вуза, созданное совместно с научными институтами и/или предприятиеми. Студент обычно сразу распределяется на базовую кафедру и, получив на первых курсах общее образование, уже с младшего курса идёт в лабораторию, где происходит его формирование как специалиста. Такая система хороша тем, что относительно быстро позволяет подготовить профессионала, способного мгновенно, сразу после получения диплома, приступить к научной работе в своей тематической области.

Университетское образование — это другое. Оно позволяет подготовить, если можно так сказать, студента для задач будущего, завтрашнего дня. Для фундаментальной науки требуется именно это. Нельзя разорвать эти две цели: решение задач сегодняшнего дня, и будущего.

Конечно, обучение на физическом факультете МГУ ориентировано прежде всего на подготовку научных и педагогических кадров. Однако наши выпускники способны решать любые практические научные задачи в перспективных отраслях экономики.

Н.Н.:
То есть, выпускник физического факультета МГУ не пропадет, всегда найдет себе работу? При этом он может как успешно работать на предприятии, так и заниматься изучением основных законов природы?

Абсолютно верно! Хочу только отметить, что востребованность наших выпускников не ограничивается сферой физики и техники. Физика изучает причинно-следственные связи природных явлений и формулирует их на языке математики в виде законов. Учёный, занимающийся этой областью науки, формирует у себя творческий подход к решению задач, возникающих и в других сферах человеческой деятельности.  Дальнейшая жизнь выпускников физфака показывает, что они в полной мере соответствуют определению интеллигента как человека, который имеет собственное ответственное мнение относительно любого события или явления. Может быть, именно поэтому многие выпускники физфака стали успешными во многих других областях, включая сферу финансов и бизнес.

Н.Н.:
Вы отметили, что в университетах большая роль
в образовательном процессе отводится студенту.
Не могли бы подробнее пояснить, что имеется в виду?

Студент должен быть не объектом, а субъектом образования. Если, как я говорил, в античности образование шло «сверху вниз», от учителя к ученику, то сейчас, в классических университетах, должно иметь заметное влияние движения «снизу вверх». Это во многом должно быть основано на самостоятельной работе и творческом поиске самого студента.

Хочу привести нескольких примеров из воспоминаний моего учителя, академика Дмитрия Васильевича Ширкова. Перед поступлением в Московский университет он выбирал между мехматом и физфаком. Руководствуясь мудрым советом: «Любишь доказывать теоремы — поступай на мехмат; любишь решать задачи — иди на физфак», он в 1944 г. в 16 лет поступил на физфак.

Уже с первого курса он слушал лекции на мехмате, среди них спецкурсы Бориса Владимировича Булгакова по нелинейной механике и Александра Геннадьевича Куроша по теории групп. А вскоре начал изучать основные предметы физфаковского курса, самостоятельно, впереди графика. Некоторые по книгам, а другие — посещая лекции на старшем курсе. Так он познакомился и подружился (близко и на всю жизнь!) со студентами с соседнего курса — Ремом Викторовичем Хохловым и Юрием Михайловичем Широковым.

На третьем курсе его друг (пришедший из армии) Валентин Климов, с официального разрешения деканата, прочитал спецкурс по основам квантовой механики следуя известной книге Дирака.

На старших курсах Юрий Широков и Алексей Абрикосов организовали семинар по актуальным вопросам фундаментальной теоретической физики, который проходил на квартирах организаторов.

Ну и, наконец, пример, который очень ярко характеризует их, тогдашних студентов-старшекурсников физфака. Считая себя ответственными за судьбу советской науки, они изучали основы молекулярной генетики и, придя на приём к Т.Д. Лысенко, пытались убедить его в правоте этой науки. К сожалению, их поход оказался безрезультатным.

Н.Н.:
Проявляют ли инициативу нынешние студенты?

С большим удовольствием должен отметить, что да, проявляют. Например, в этом году впервые в День российской науки по собственной инициативе Студенческий совет и Студенческое научное общества физического факультета провели лекторий, где перед студентами выступили с научными докладами молодые ученые. Причем, темы докладов и докладчики были определены самими студентами, они также были ведущими данного мероприятия. В этот же день студенты в холле второго этажа организовали выставку о достижениях ученых физического факультета, в том числе наших студентов и аспирантов.  

Я уверен, что многие интересные инициативы наших студентов ещё впереди!



Команда Медиацентра факультета