Кафедра магнетизма принимает школьников

В последние годы актуальность физического образования значительно возросла. Ведущие российские вузы активно работают со школьниками, стараясь привлечь самых талантливых учеников. Физический факультет МГУ реализует различные формы работы со школьниками — нашими потенциальными абитуриентами. Среди таких программ: подготовительные курсы, вечерняя физико-математическая школа, физический практикум для старшеклассников, программа «Физический десант» и научно-популярные экскурсии, а также проектная деятельность школьников под руководством преподавателей физического факультета.

Программа «Физический десант» позволяет ребятам из отдаленных районов Москвы и Московской области познакомится условиями поступления и обучения на физическом факультете, а также узнать об актуальных проблемах современной физики от студентов и преподавателей факультета непосредственно в своей школе. В рамках физического практикума ученики 9–11 классов могут почувствовать себя настоящими экспериментаторами и под руководством студентов выполнить одну из задач практикума.

Кафедра магнетизма активно участвует в различных программах, в том числе и в проведении научно-популярных экскурсий для школьников, в рамках которых ребята не только могут познакомиться с законами физики магнитных явлений, увидеть и поучаствовать в демонстрациях, но и убедиться на личном опыте, что законы магнетизма можно обнаружить в нашей повседневной жизни буквально на каждом шагу. Для старшеклассников, помимо научно-популярной части, предусмотрено посещение лабораторий и знакомство с исследованиями, которые проводят студенты и сотрудники кафедры.

Аспирант Макарьин Р.А. рассказывает школьникам о магнитных явлениях в повседневной жизни

Инженер кафедры магнетизма Перова Н.Н. знакомит школьников с работой магнитооптического магнетометра

После окончания пандемии, наряду с указанными выше формами работы со школьниками, была возобновлена проектная деятельность старшеклассников под руководством преподавателей физического факультета. Не секрет, что во многих школах учителя физики целенаправленно отказываются от проведения лабораторных работ, освобождая дополнительное время для решения задач и подготовки к ЕГЭ. Очевидно, что именно высокие баллы ЕГЭ являются необходимым условием поступления абитуриентов на бюджетные места. С другой стороны, зачастую отсутствие специального оборудования и высокая нагрузка школьного учителя не позволяют проводить на территории школы физические исследования, способные заинтересовать ребят. Еще одной немаловажной проблемой является стремление взрослых (в погоне за красивой строкой в очередном отчете) включить школьников в исследования, идея и проблематика которых непонятна ребятам. Как правило, непонимание цели своих действий приводит к отсутствию мотивации не только у школьников, но и у взрослых. Родители нередко, и совершенно обоснованно, возмущены тем, что и без того сильно загруженных старшеклассников школа пытается привлечь к внеурочной деятельности, польза от которой на первый взгляд неочевидна.

Указанные проблемы заставляют относиться к проектной деятельности школьников с особым вниманием. Во-первых, цель исследований должна быть не просто понятна ребятам, они должны уметь объяснить ее своим ровесникам. Во-вторых, работа должна быть, с одной стороны, законченным исследованием, а с другой стороны, она не должна отнимать слишком много времени. Опыт показывает, что оптимальной является работа в группе, состоящей из 2-3 человек, поскольку в этом случае можно распределять нагрузку в соответствии с возможностями каждого участника. Взрослым необходимо помнить, что проектная, как и любая другая, деятельность школьников не должна отвлекать их от основного занятия — учебы.

В 2020 г. с учениками 9-го физико-химического класса гимназии № 1543 Ворона Н. и Палкиной М. была начата работа по исследованию влияния различных предметов на магнитное поле Земли. Несмотря на ограничения, связанные с пандемией, удалось провести измерения и представить их результаты на школьной конференции. По словам девочек, им было интересно проводить измерения, обрабатывать результаты, готовить текст работы и выступление, которое потом очень долго «не отпускало». Приятно, что школьники, несмотря на все трудности, которые возникали при выполнении работы, отмечают, что приобрели полезный опыт и не считают время, потраченное на свой проект, проведенным впустую.

В настоящее время на кафедре магнетизма исследование влияния различных предметов на геомагнитное поле продолжают ученики 10 класса школы № 171. Примерно дважды в месяц, начиная с октября, ребята приезжают на физический факультет для проведения измерений, обработки результатов и их обсуждений. Хочется отметить, что, несмотря на большую нагрузку, ребятам удается совмещать учебу в школе и исследовательскую деятельность. Безусловно, этот результат не был бы достигнут, если бы не поддержка учителя физики школы № 171 Евстифеева Александра Владимировича, выпускника физического факультета 1993 г.

Ученики 10 класса школы № 171 Артамонов Артем и Захаров Иван готовятся к измерениям на кафедре магнетизма

Рассматривая групповые и индивидуальные формы работы со школьниками, которые проводит физический факультет, следует отметить, что успех этой деятельности невозможен без поддержкии активного участия школы. Вызывают восхищение учителя школ из разных регионов России, которые не только мотивируют своих учеников, но и организуют поездки

в Москву и знакомство школьников с главным вузом России.

В этой связи одна из важных задач, которые стоят перед организаторами мероприятий на физическом факультете, достойно встретить ребят и сопровождающих их взрослых и не ослабить тягу к знаниям у молодежи. Очевидно, что основа успешного решения этой задачи — это активное сотрудничество студентов, аспирантов и преподавателей факультета.

к.ф.-м.н., доцент кафедры магнетизма Т.Б. Шапаева

Назад