Праздник осеннего равноденствия в ГАИШ

Первокурсник! Подхватывай знамя

Из слабеющих наших рук!

В давнее время, а это 1960–1980-е гг., в Государственном астрономическом институте им. П.К. Штернберга (ГАИШ) на полном серьёзе считали, что одним из прототипов НИИЧАВО (Научно-исследовательского Института Чародейства и Волшебства) из бессмертной сказки братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», наряду с Пулковской обсерваторией, был и ГАИШ. Причина такого твердого убеждения заключалась в том, что ГАИШ — место удивительное во всех отношениях и сотрудники считают — всё, что в нем ни случается, имеет мало аналогов или их просто нет.

Ведь на самом деле впечатление во время чтения «Понедельника» было такое, как будто своих персонажей АБС писали с натуры. Персонажей в то время в ГАИШе было хоть отбавляй. «Дядя Костя» — Константин Алексеевич Куликов, «ДЯМа» — директор Дмитрий Яковлевич Мартынов, «Астромама» — Наталья Борисовна Григорьева, «Доктор» — Иосиф Самуилович Шкловский. И наравне с ними: «Валька» — Валентин Федорович Есипов и сам называвший его так «Виля» — Вилен Валентинович Нестеров, «Петька» — Петр Владимирович Щеглов, «Димка Курт» — Владимир Гдальевич Курт, «Эдик» — Эдвард Владимирович Кононович и с ними «Шевалье» или просто «Лев» — Лев Александрович Савров. Ну и, конечно, Гавриил Сергеевич Хромов — «Гаврила». Стругацким оставалось лишь добросовестно фиксировать происходящие события, придав им, в целях конспирации, волшебную форму.

Братьям Стругацким было бы еще проще, побывай они хоть раз в ГАИШе во время празднования Дня Осеннего равноденствия. Это «действо», по выражению доцента Г.С. Ширмина, одного из инициаторов Праздника продолжается, и притом беспрерывно, вот уже более полувека, а точнее, предстоящий в этом году праздник будет пятьдесят седьмым.

А как это началось — в середине сентября 1967 года в вестибюле ГАИШ появилось необычное объявление, приглашающее студентов и преподавателей астрономического отделения и сотрудников ГАИШ на праздничный вечер, посвящённый дню осеннего равноденствия. Праздник должен был состояться 23 сентября и на него настоятельно приглашались недавно поступившие на астрономическое отделение первокурсники. Под объявлением стояла подпись «студенты 6-го курса». А перед появлением этого объявления в кабинет директора ГАИШ профессора Дмитрия Яковлевича Мартынова пришла небольшая группа шестикурсников. Студенты сказали директору, что им очень грустно расставаться с ГАИШ, ведь до расставания, связанного с грядущим окончанием физического факультета, остаётся меньше четырёх месяцев. Поэтому они хотят, чтобы им разрешили провести специальный прощальный вечер. Вечер прощания с любимым институтом и Астрономическим отделением. На этом празднике они в весёлой форме дали бы напутствие первокурсникам, а сами с удовольствием выслушали бы наставления преподавателей, которые в течение пяти лет передавали им, а они впитывали знания и умения. Праздник должен быть общеинститутским, приурочить его предложили к знаменательной астрономической дате — ко дню осеннего равноденствия. Идея праздника Осеннего равноденствия директору понравилась. Он оглядел пришедших студентов, указал на старосту группы и сказал: «Вот Вы, Коваленко, лично будете отвечать за организацию и поддержание порядка на празднике».

К слову, проведение весёлых студенческих праздников было традицией студенчества конца 1950-х — начала 1960-х годов, а студенты-астрономы, которые предложили проводить в ГАИШ праздник равноденствия, поступали на физфак МГУ в 1962 году. В это время престиж физического образования был очень высок. Недаром известный и тонко чувствовавший «эпоху» поэт Борис Слуцкий написал свое известное стихотворение «Физики и лирики», в целом верно отражающее настроение молодых людей:

Что-то физики в почете.

Что-то лирики в загоне.

Дело не в сухом расчете,

Дело в мировом законе.

...

Это самоочевидно.

Спорить просто бесполезно.

Так что даже не обидно,

А скорее интересно

Наблюдать, как, словно пена,

Опадают наши рифмы

И величие степенно

Отступает в логарифмы.

Но физики вовсе не пренебрегали лирикой. Широко известен выпускник физического факультета МГУ (выпуск 1968 года), кандидат физико-математических наук, заслуженный деятель искусств РФ, поэт, композитор и исполнитель Сергей Яковлевич Никитин. И он был не одинок.

В такой объединённой физико-лирической обстановке не могло не родиться крупное произведение: опера-капустник «Архимед», впервые поставленный в день студенческого праздника юмора «День рождения Архимеда», возникшего в 1960 году, проводившегося ежегодно до середины шестидесятых (1968) и затем, после 10-летнего перерыва, возрождённого в 1978 году под названием «День физика». День Архимеда явился первым источником, вдохновившим студентов-астрономов, поступивших в 1962 году, на создание весёлых юмористических стихотворных и поэтических произведений. В частности, стимулом для их создания были три студенческие свадьбы, проведённые с разрешения Д.Я. Мартынова в конференц-зале ГАИШ. К свадьбам писались юмористические поэмы о жизни группы и о молодожёнах, а также выпускалась стенная газета «ГОРЬКО!».

И вот, получив разрешение директора на проведение 23 сентября 1967 года первого Праздника осеннего равноденствия, инициаторы-организаторы отправились в студенческие группы астрономов второго, третьего и четвёртого курсов с агитацией, чтобы они сочинили небольшие литературно-драматические сценки о жизни своих групп. Сначала младшекурсники сопротивлялись, утверждали, что у них нет писателей и драматургов, что они уже сильно загружены учебной работой (в сентябре-то!), но, наконец, согласились. И, к чести студенческих авторов, мгновенно такие сценки были написаны и отрепетированы. С тех пор стало традицией, что не только уходящий шестой курс, но и все остальные должны рассказать вновь поступившим студентам об особенностях студенческой жизни на разных курсах.

В сценариях «Дня рождения Архимеда», разыгрываемых на ступенях физического факультета, со студентами общались ушедшие великие физики: Архимед, Рентген, Ломоносов, Ньютон, философ Диоген и др., которых талантливо изображали студенты и аспиранты физфака, а также действующие профессора и преподаватели физфака, а в 1961 году даже великий Нильс Бор в сопровождении Л.Д. Ландау и И.Е. Тамма. В изданных воспоминаниях Д.Я. Мартынова присутствует одна интересная для ГАИШа деталь. «Во всей описанной постановке (1961 г.) была одна, не всеми замеченная деталь — так называемый “треугольник” факультета на ней полностью отсутствовал. ... Празднику грозила полная отмена. Но ситуацию спас Б.В. Кукаркин (зав. кафедрой звездной астрономии), который в роли члена партбюро физфака отважно взял на себя ответственность за благопристойность всего спектакля и принял на себя труды организатора его постановки. Впрочем, в отношении организации молодежь освободила его от забот, кроме тех, когда надо было улаживать “вневедомственные трения”».

Астрономы же, хотя и ориентировались на «Архимед», но не стали выдумывать ушедших «великих» в лице постановочных аналогов Гиппарха, Кеплера, Струве или Белопольского, а предоставили слово для выступления своим преподавателям. В разные годы перед студентами выступали профессора Д.Я. Мартынов, К.А. Куликов, Е.А. Аксенов, А.М. Черепащук, А.В. Засов, В.М. Липунов, К.А. Постнов и другие. Как правило, преподавательские выступления полны доброго юмора и содержат полезные советы и напутствия. Бурю восторга вызвало выступление на «Равноденствии-1968» знаменитого космолога Абрама Леонидовича Зельманова. Он проанализировал соотношение теоретической и практической составляющих научного исследования и закончил свою краткую речь нетривиальным выводом: «Теоретически я практик, практически я теоретик!»

Открытие «Праздника Осеннего равноденствия» профессором К.А. Постновым в 2016 г.

Весной 1969 года студенты ГАИШ подготовили театрализованное представление, с которым хотели выступать на «Дне Архимеда». Небольшая пьеса о жизни и науке у древних греков называлась «Спящая Пенелопа». Однако когда представление было уже готово, выяснилось, что мероприятие на ступеньках физфака отменено. И тогда было решено, что в «День Равноденствия», кроме выступлений разных курсов, будет показан ещё один общий спектакль, в котором примут участие и студенты, и аспиранты, и молодые сотрудники. Так родился «Астротеатр», для которого к каждому «Дню Осеннего равноденствия» писалась оригинальная пьеса, которая и представлялась зрителям 23-го сентября. За годы своего существования «Астротеатр» подготовил и представил, как вы понимаете, несколько десятков спектаклей.

Сценка из пьесы «Астротеатр», 2016 г.

Кульминационным моментом Праздника Равноденствия является Торжественная Клятва первокурсника. Она была написана ещё к самому первому празднику, но с годами в Клятве появлялись поправки и дополнения.

Клятва студентов-астрономов Московского университета

Мы, юные поклонники гордой Музы Урании, в сей знаменательный день, когда Великое Светило пересекает небесный экватор, вступая в священный легион астрономов, приносим ей обет верности и, положив руку на «Астрономический Ежегодник»:

КЛЯНЕМСЯ всеми фундаментальными постоянными служить ей как вооруженным, так и невооруженным глазом;

КЛЯНЕМСЯ никогда не путать объектив с окуляром, Марс — с Полярной звездой, Алгол с Алголем, а Алголь — с алкоголем... И, увидев две звезды там, где прежде была одна, не кричать: «Эврика!», не вылив на голову ведро холодной воды.

КЛЯНЕМСЯ, уходя, гасить свет; падая, не хвататься за телескоп; и, вообще, не касаться того, что нас не касается!

КЛЯНЕМСЯ безропотно сносить иго прилежания и благочестия, а также денно и нощно радеть об учености ГАИШевской!

И никакие силы, земные и небесные, не заставят нас изменить прекрасной Урании..., по крайней мере, до окончания шестого курса!

И... да сыграть нам в Почтовый Ящик..., и да распределиться нам в Министерство сельского хозяйства, если мы нарушим эту священную клятву!

КЛЯНЕМСЯ! КЛЯНЕМСЯ! КЛЯНЕМСЯ!

Студенты 1-го курса принимают Клятву астронома в павильоне 15-дюймового двойного астрографа Краснопресненской обсерватории, 2021 г.

Произносимая в таком виде торжественная клятва также имеет свою историю... Впервые она прозвучала в ГАИШе, похоже, году в семидесятом. С тех пор каждое новое поколение студентов-первокурсников физического факультета МГУ дает эту клятву на верность Музе Урании во время обряда посвящения в астрономы.

Ныне действующий текст клятвы тоже возник не мгновенно. На его формирование потребовались годы и сейчас невозможно установить все его первоисточники. Но один из них сомнения не вызывает — это наш незабвенный «дядя Костя», профессор Константин Алексеевич Куликов. Вот, например, откуда появились «три заповеди», законспектированные инициаторами праздника на лекции дяди Кости по курсу «Сферической астрономии» в далеком 1962 году:

1. Уходя, гасите свет.

2. Падая, не хватайтесь за телескоп.

3. И вообще не касайтесь того, что вас не касается.

Перечисленные выше три заповеди астронома не только органично вошли в действующий текст клятвы. Они послужили основой следующей литературной пародии на стихи Валерия Брюсова «Юноша бледный со взором горящим... ».

Юноша бледный со взором дрожащим,

Ныне даю я тебе три завета.

Первый завет: уходя, свет горящий

Не оставляй ты гореть до рассвета.

Слушай второй: если падать случится,

С лестницы вниз, потерявши сноровку,

За телескоп не хватайся, дружище,

Чтоб не нарушить ориентировку.

Третий завет принесет тебе счастье,

Ты соблюдать его свято старайся,

И никогда не пытайся касаться

Ты до того, что тебя не касается...

Юноша бледный со взором смущенным,

Если ты выполнишь все бескорыстно,

Молча я тут же паду, пораженный,

Зная, что миру дал астрометриста!

Автор пародии — выпускник 1968 года Астрономического отделения и один из инициаторов праздника Осеннего равноденствия Алексей Васильевич Миронов.

А вот одна из песенок на Празднике студентов выпускного курса.

Новая жизнь

(«Дивергенцию с ротором в электрополе зарою…»)

Дивергенцию с ротором в электрополе зарою,

Электроны увижу и все интегралы возьму,

Все конспекты спишу и гулянки навечно закрою,

А иначе зачем в МГУ на физфаке живу.

По истории лекции будет читать Чиковани,

Ведь учебная часть перед ним преклоняет главу.

И заслушаюсь я, хоть умру от тоски и печали,

А иначе зачем в МГУ на физфаке живу.

На зачётах я честно найду всем задачам решенья

И по СЭДу как можно скорей реферат напишу.

Чиковани пошлёт мне прощение за прегрешенья,

А иначе зачем в МГУ на физфаке живу.

На экзамен иду, но к чертям никого не гоняю.

В пух и прах пусть разносят меня — я готов наяву.

Даже Шишкин мне должен сегодня «отлично» поставить,

А иначе зачем в МГУ на физфаке живу.

И когда заклубится закат всей студенческой жизни,

Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву

Шаман белый, полковник Зелёный, куратор Грушинский.

А иначе зачем в МГУ на физфаке живу.

Музыка Окуджавы Б.Ш., «Грузинская песня». Чиковани Алексей Юрьевич — доцент кафедры истории КПСС; Шишкин Александр Александрович — легендарный сотрудник кафедры математики физфака МГУ; Шаман белый — намёк на небезызвестного в ГАИШевской среде Шамаева Владимира Григорьевича; Зелёный — майор (затем полковник), сотрудник военной кафедры МГУ; Грушинский Николай Пантелеймонович — профессор МГУ, сотрудник ГАИШа.

Судьбу Дня Осеннего равноденствия можно назвать счастливой, ведь этот праздник проводится без единого перерыва начиная с 1967 года.

Даже в разгар борьбы с коронавирусом Праздник был. Он проводился на улице перед зданием ГАИШ и в Краснопресненской обсерватории ГАИШ.

К глубочайшему моему сожалению и всех гаишевцев, причастность их к повести «Понедельник начинается в субботу» является заблуждением. В интернете есть интервью с Борисом Стругацким.

Вопрос: «Уважаемый Борис Натанович! Я студент Астрономического отделения физфака МГУ, а фактически ГАИШ (Государственный Астрономический институт им. Штернберга). Сотрудники говорят, что знаменитый НИИЧАВО был списан в чём-то с ГАИШ. Борис Натанович, я хотел бы спросить Вас, так ли это, и если да, то нет ли среди героев ПНС списанных с сотрудников ГАИШ? Заранее благодарен».

Ответ: «Нет, это не так. Мне так и не довелось ни разу побывать в ГАИШе, а уж Аркадий Натанович — тем более. НИИЧАВО написан на 60% с Пулковской обсерватории и на 40% с множества разных институтов, о которых нам рассказывали друзья и знакомые научники».

При написании текста использованы материалы выступлений на Празднике Осеннего равноденствия выпускников 1968 года Астрономического отделения А.В. Миронова и Г.И. Ширмина, фотоархива ГАИШ и ресурса на сайте ГАИШ выпускника Астрономического отделения 1988 года С.В. Родина.

Владимир Шамаев

Назад